= 27 лет =
Много лет работая со звуком и в последние годы
путешествуя по Интернету, автор этих строк то и дело сталкивается с возникающими
у коллег по цеху проблемами, связанными с отсутствием (пропаданием) звука в
компьютерах (даже самых-самых). Причем, это случается со звуковыми картами
любой ценовой категории. Рассмотреть причины, обобщить опыт (свой и
приобретенный), попытаться найти общие подходы к решению проблемы — это и есть
цель данной статьи.
Сказано — и на старуху
бывает проруха. Потому, первым моим вопросом, как правило, является вопрос
такой: а звуковая карта-то у вас есть? Ладно, ладно. Не обижайтесь. Уж и
спросить нельзя!
Впрочем, шутки шутками, а
порой бывает и так, что человек, не особенно продвинутый в знаниях
компьютерного «нутра», не в состоянии грамотно рассказать о его конфигурации и
точно знает лишь одно — компьютер ему собрали в магазине, порекомендовав купить
именно то, что максимально хорошо для него, покупателя. Стоит ли говорить, что
купленный компьютер далеко не всегда «именно то, что нужно», а нередко — как
раз то, что по неведомым причинам залежалось на прилавке и прибыли не дало. А
поэтому спихнуть его «чайнику» (простите за резкость) — дело для продавца и архи-нужное, а порой,
очень даже веселое. Хотя, речь сегодня не об этом…
Дабы разложить все по
полочкам, давайте уточним, какими бывают звуковые карты.
1. Интегрированные — встроенные в материнскую плату.
2. Внутренние — подключаемые к компьютеру посредством
особого разъема, интерфейса, к примеру, PCI, расположенного, как правило, на материнской плате.
3. Внешние — расположенные вне компьютера в отдельном
корпусе и подключаемые к компьютеру посредством интерфейса (ныне возможны
варианты интерфейсов: PCMCIA, FireWire, USB).
Если после моего первого
вопроса общение с коллегой не прекращается, и нам обоим все еще хочется
разобраться в его проблемах со звуком, то я задаю вопрос второй: а какая карта
у вас? Интерфейс? Производитель? Модель? Насколько это важно, думается, станет
понятно по мере прочтения материала статьи.
Но вначале построим схему
основных причин отсутствия звука:
q банальные неисправности и ошибки;
q нерабочие драйверы;
q аппаратный конфликт;
q неправильные системные настройки;
q программа-хост не поддерживает синтезатор, встроенный
в Windows;
q не подключено внешнее MIDI-устройство;
q звуковая карта вообще не имеет MIDI-порта;
q секвенсор не распознал звуковую карту;
q отсутствуют некоторые аудиовходы/выходы или они
неверно скоммутированы.
Причина может быть самой
банальной и часто таится в неисправности таких простых компонентов, как штекер
(разъем), провод, а также в их неправильной распайке. Проверить просто: попробуйте
ваши провода на системах с заведомо рабочей, звучащей конфигурацией. Если
таковой под рукой не имеется, проверить можно на музыкальном центре и тому
подобных устройствах.
Реальный пример: у автора
этих строк есть самопаянный шнур с разъемами TRS (1/4 дюймовыми джеками) на
одном конце, и RSA (тюльпанами) на другом.
Распайка правильная. Джеки — идентичны (на вид). Но один из джеков
ни в какую не хочет передавать звук, будучи «вдвинутым» в гнездо вплотную. Его
нужно, скажем так, слегка «недоткнуть». Разъем карты?
Если бы… Капризный джек был проверен на нескольких
устройствах, итог один — причина в нем. Какова причина, таков и совет: провода
и разъемы должны быть качественными.
Другая банальная причина —
неправильное подключение самой карты: может, вы просто ее «недовставили»
в слот PCI. В этом случае, карта просто не опознается системой
как подключенное устройство.
Установка драйверов дело не
самое хитрое: система, как правило, распознав новое устройство, так или иначе
сама предлагает поиск драйвера. Вставьте в дисковод прилагаемый в карте диск, и
он самозапустится. Останется только правильно
следовать указаниям инсталлятора.
Однако порой не все так
просто и тут. Компьютеры, простите за банальность, делаются людьми. Ими же создаются
и программы, и драйверы. А людям свойственно ошибаться. И случается так, что
установленный драйвер оказывается нерабочим. Нечасто, но бывает. Причем, не
работать драйвер может как-то неоднозначно: вот в этой программе — да, а другой
— нет. Так у автора этих строк было, в частности, с картой Echo AudioFire8: с
драйвером версии 4.1 Cakewalk SONAR 6.2.1
работал, а с 4.3 — нет. Т. е. SONAR просто не распознает данную карту с
драйвером 4.3 как звуковое устройство. Хотя другими приложениями карта распознается
корректно. Или вот пример: карта ESI Juli@ — в Windows XP Pro SP1
с драйвером 1.21 (последним) с SONAR 6.2.1 в режиме записи работала, а в Windows XP Pro SP2 — нет, только на воспроизведение (при попытке начать
запись, программа сообщает, что данное устройство несовместимо с…). Но эта же
карта полностью работоспособна с более ранним драйвером — 1.18. Итог:
рекомендация производителя ставить «самые свежие драйверы» не всегда, мягко
говоря, имеет под собой основу.
Что-то конкретное в похожих
случаях посоветовать сложно. Дабы не попасть впросак, нужно
проконсультироваться с людьми, работающими с аналогичным устройством. Впрочем,
советоваться стоит еще на стадии поиска звуковой карты с целью покупки.
ВНИМАНИЕ! Для инсталляции
многих внешних карт требуется, не подключая карту (не подсоединяя прилагающийся к ней шнур к
соответсвующему порту компьютера), сначала установить
драйвер, затем выключить компьютер, подсоединить карту к нему, и
только после этого вновь включить компьютер.
Итак, внутренняя карта
установлена в слот (внешняя подключена в соответствующий разъем). Драйвер
установлен и корректно распознан системой (Мой компьютер > Свойства >
Оборудование > Диспетчер устройств > Звуковые, видео и игровые устройства
> Имярек). Имярек, к примеру,
ESI Juli@. Вызывайте
свойства карты. Увидите в раскрывающемся списке: «Это устройство используется,
включено». Такого указания системы вполне достаточно для вывода, что с картой и
драйвером все в порядке (наверняка будут слышны системные звуки: при загрузке
ОС, при манипулировании мышью, и т. д.). В противном случае, система будет
давать вам понять, что устройство установлено некорректно, а системных звуков
вы не услышите.
И вот тут мы упираемся в
одну совсем немаловажную проблему. Имя ей — аппаратный конфликт. Коротко…
Операционная система (в данном случае я говорю о Windows) манипулирует распределением ресурсов (которые, как
известно, имеют свои определенные границы). Смысл манипуляций в том, чтобы
всякая периферия (а наша звуковая карта относится именно к этой категории
устройств) и основное «железо» имели разделенное управление системой. Они
не должны пересекаться в обращении к
ресурсам: к адресации памяти и к прерываниям. Windows XP (наиболее используемая ныне ОС) выполняет
распределение автоматически и достаточно корректно. Тем не менее… конфликты
случаются. Причины? Одна из важнейших — звуковая карта установлена в слот,
ресурсы которого используются каким-то другим устройством. Решение: пробуйте
установить карту в другой слот. Если не помогает, ищите компромисс. К примеру,
избавляйтесь от «соперника». Но в первую очередь отключите… интегрированную
звуковую «карту» (при наличии более продвинутого звукового устройства
интегрированная вам вряд ли нужна). Для этого вам придется зайти в BIOS (базовую систему ввода-вывода), где и проделать
соответствующие манипуляции. Кстати сказать, у автора этих строк по две
периферийных звуковых карты в трех компьютерах. А порой я включаю и
«интегрированный звук». Не сочтите за бахвальство — все работает! Отсутствие конфликтов, как
правило, обуславливается изначально «правильной» комплектацией компьютера: все
железо должно быть «согласованным». Другими словами, не всякий купленный в
магазине уже готовый системный блок будет в полной мере соответствовать
необходимой музыканту конфигурации по имени «Рабочая станция». Тем не менее,
указанные выше варианты решения проблем на уровне железа вполне актуальны для
любого компьютера.
Итак,
будем считать, что с железом у вас порядок. Диспетчер устройств о конфликтах
помалкивает, вы «наслаждаетесь» системными звуками, но любимый плеер не звучит
(это уже из области невероятностей, но чего не бывает). Для начала зайдите в Панель
управления > Звуки и аудиоустройства > Аудио и проверьте, выбрана ли
в верхнем раскрывающемся списке (Воспроизведение
звука) ваша звуковая карта. А также выбрана ли она во втором раскрывающемся
списке (Запись звука). На всякий
случай установите флажок Использовать
только устройства по умолчанию. По большому счету, все это относится только
к операциям со звуком средствами системы Windows. Большинство же современных программ воспроизведения
звука имеет свои собственные настройки. В их числе и популярные плееры: WinAmp, JetAudio и т. д. Это
также актуально для аудио-редакторов и MIDI-секвенсоров. Именно на этом этапе
«извлечения» звука из компьютера и наличествует большее число «непоняток». Звука нет! Звук искажен! Аудиозаписи звучат не
с той скоростью и не в той тональности! Не звучат MIDI-файлы! Но все не так уж
и страшно.
Секвенсор не воспроизводит MIDI-файлы, потому что ему… нечем звучать!
1. Он либо не поддерживает системный синтезатор (Программный синтезатор звуковой, тот,
что от Гейтса; ищите его на знакомой вкладке Панель управления > Звуки и
аудиоустройства > Аудио, группа Воспроизведение MIDI), либо синтезатора нет вообще. Установите в
систему альтернативный программный синтезатор, к примеру, Yamaha
XG Softsynth.
2. К системе не подключено внешнее MIDI-устройство
воспроизведения звука. Для начала убедитесь, что оно подключено правильно.
Обратите внимание, что MIDI-кабели имеют маркировку. MIDI-Out
означает, что к данному разъему подсоединяется не выход вашего синтезатора, а
вход (и наоборот). MIDI-кабели (особенно самопаянные)
должны быть, как минимум, проверены на других системах. Хотя и это может не
избавить от проблем. У автора статьи самопаянные
кабели вполне работоспособны, если подключены к карте SBLive
Player через самодельные переходники DIN-мама —
заводской MIDI Kit. Эти же кабели, напрямую
подключенные к карте Juli@, не работают. Не работают
они и с картой Echo AudioFire8. Короче говоря,
гарантированно работать должны кабели заводские.
3. Возможно, что ваша карта вообще не имеет MIDI-порта.
Решений несколько. Например, можно докупить ту же карту SBLive
(SB Audigi, варианты) с нужным портом. Не так уж это
и дорого ныне. Можно поменять материнскую плату либо заменить уже купленную
карту на другую. Наконец, можно использовать интерфейс USB в роли MIDI.
4. Секвенсор не распознал вашу карту. В этом случае
решение требует развернутых пояснений. Ваш покорный слуга много лет работает с
продуктами фирмы Cakewalk. Ныне с SONAR 6.2.1. Потому
«разбор полетов» я буду делать на его основе. Для начала убедитесь, что драйвер
карты программой SONAR распознан. Необходимо отметить, что проблема (или ее
отсутствие) проявит себя еще на стадии запуска SONAR: если карта распознана как
поддерживаемое звуковое устройство, программа предложит провести тестирование
карты. Здесь очень поможет знание технических параметров вашей карты:
поддерживаемых ею частоты семплирования, и
разрядности представления звука (SONAR поддерживает весь «современный» диапазон
этих параметров). Что же здесь особенно важно соблюсти? Если карта при запуске
SONAR не распознается, появляется окно с соответствующим сообщением и предложением
карту либо не использовать, либо использовать в любом случае. Выбирайте второе.
По умолчанию SONAR подключает драйвер в режиме WDM Kernel
Streaming. Сразу после запуска программы с условием
«в любом случае» последовательно
выполните три рекомендации.
1. Командой главного меню Options > Audio откройте окно Audio Options на вкладке Driver и посмотрите, указана ли ваша карта в полях Input Drivers и Output Drivers.
2. Если ваша карта указана, но все же не поддерживается,
на вкладке General
того же самого окна посмотрите на число в поле раскрывающегося списка Audio Driver Bit
Depth. Возможно, ваша карта не
способна работать с разрядностью выше
16. Это значение и выберите.
3. Если ничего не помогло, попробуйте переключить драйвер
в режим ASIO (окно Audio Options, вкладка Advanced,
раскрывающийся список Driver Mode).
Как известно, SONAR, если
можно так выразиться, исходно — WDM-ориентированный
хост. Мной проверено на множестве карт — WDM ничем не уступает ASIO: одни и те же значения задержки, одинаковая производительность,
стабильность (при условии «некривых» драйверов) и т.
д. Однако в некоторых случаях переключение SONAR в режим ASIO может решить проблему со звуком. Случается и так, что
эту проблему «излечивает» установка альтернативных драйверов, к примеру, ASIO4ALL (к любым
картам, даже интегрированным), KX (к картам
семейства Creative Labs).
Для начала, определимся с
источником, который вы хотите записать.
К примеру: у вас есть
готовый MIDI-файл и вы используете упомянутый виртуальный синтезатор
Yamaha XG Softsynth. Карты
от Creative Labs в режиме Watch U Hear (см. специализированный виртуальный микшер звуковой
карты) позволяют записать все слышимые вами источники одновременно. С картами
же других производителей, не имеющими на
борту гибкой маршрутизации, дело обстоит не так просто: появляется
необходимость подключать выход карты к ее же входу. Не очень удобно, если
учесть, что добираться к задней панели системного блока — далеко не самое
приятное занятие. При этом потребуется как-то иначе контролировать записываемый
сигнал. А как? По цифровому выходу? Да вот только внешний ЦАП-АЦП имеется
далеко не каждого из нас. Впрочем, можно попробовать наоборот: закольцевать
цифровой вход-выход, а контроль оставить на аналоговом.
Если же вы создаете свой MIDI-проект, то, в частности, в SONAR не забудьте установить флажок Notes на вкладке MIDI окна Global Options (открывается командой главного меню Options > Global).
Иначе не будет производиться запись играемых вами на MIDI-клавиатуре нот.
Если корректно подключенный
к MIDI-порту в качестве звукового модуля внешний синтезатор
не звучит (или звучит неверно), вам придется обратиться к соответствующему
руководству: правильность «реакции» конкретного устройства на ваши действия
зависит от его «фирменных» особенностей.
Запись внешних источников
звука с достаточно сильным сигналом (гитары, клавишные) особых трудностей не
представляет. А вот работа с микрофоном…
Далеко не всякая приличная
звуковая карта имеет на своем борту микрофонный вход, тем более вход с
фантомным питанием (для конденсаторных микрофонов — вещь совершенно
необходимая). И если ваша карта такового входа не имеет, придется вам
потратиться либо на микрофонный предусилитель, либо на микшер. Альтернативы нет
(разве что приобрести карту с нужным входом).
При записи вы не всегда
услышите записываемый сигнал. Изучите вашу карту: у многих карт предусмотрен
режим мониторинга. Включите его. Но и тут есть трудности: иные карты «мониторят» сигнал лишь в некоторых режимах — на частотах сэмплирования 44,1 кГц и 48 кГц. На более высоких
частотах нужно задействовать мониторинг
средствами хост-программы.
На сегодня все. Эта статья
закончена, но вряд ли иссякли и все причины «неслышимого звука».
ZodchijStudio-Nadym®
1987-2014