-- <<<ЗВУки Ко-М.у>>> --

= 27 лет =

Описание: zstudio-NADYM (2004)

 

 

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

МОИ МАТЕРИАЛЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

НЕ МОИ МАТЕРИАЛЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

УЙТИ И НЕ НАЗВАТЬ СЕБЯ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

ЧАВОсы.

Журнал «Звуковые виртуальные студии», №3, 2008.

И все-таки, где же звук?

Проблемами с компьютерным звуком, описанными в предыдущем номере журнала, дело, к сожалению, не ограничивается. Количество бед, порой кажущихся случайными, достаточно велико. Поэтому найдется, о чем поговорить и в этой статье.

«Кривизна» Windows

Системные ошибки (ошибки операционной системы (ОС) Windows) — по сути, не то чтобы удивительны и неожиданны. Я бы сказал, что для опытного системщика более неожиданным является их отсутствие. Парадокс? Не думаю… Мало кому неизвестно, что в продукции Microsoft системных ошибок хоть отбавляй (в любых вариантах, и со звуком, в том числе). Причины могут быть самыми разными.

1.     Пиратский дистрибутив ОС.

2.     Ошибки, возникшие при инсталляции ОС.

3.     Неопытность пользователя (забыли после установки ОС провести так называемый апдейт модулей материнской платы — ждите самых плачевных результатов).

4.     Слишком большое количество периферийных устройств. Бывает, что системный блок просто до отказа «забит» тюнерами, картами видеозахвата и т. п. Известны случаи нестабильной работы ОС в результате  конфликтов, возникающих  между  программами разного назначения, например, между аудиоредактором и видеоредактором.

5.     Ошибки, имеющиеся даже в лицензионной ОС, которые программисты Microsoft просто в очередной раз проглядели.

6.     Устаревший (а то и просто «криво» написанный) системный BIOS, не поддерживающий новых возможностей ОС и периферии.

По пункту 1 рекомендация может быть только одна: используйте лицензионную ОС. Но при этом не забывайте про пункт 5, что означает — ставьте все вновь появляющиеся «заплатки». Например, один из последних апдейтов (пакет pre-SP3) «излечивает» известную проблему с картами FireWire, которым «свойственно» странным образом теряться — просто пропадать из системы, отключаться спонтанно, непредсказуемо. К слову, стоит отметить и такой важный аспект, как «глючность» некоторых FireWire-чипсетов (даже рекомендованный для FireWire-карт чипсет от Texas Instruments спасает не всегда, а «нерекомендуемый» от VIA — странным образом работает).

Неправильно установленная ОС (пункт 2) — случай нечастый. Рекомендовать тут что-то конкретное сложно: ошибки при инсталляции могут возникнуть из-за сбоев в электросети при плохом блоке питания, из-за ошибок чтения компакт-диска CD/DVD-ROM-приводом, из-за поцарапанного диска с дистрибутивом. И еще: будьте очень внимательны в последовательности действий, четко следуйте экранным сообщениям.

По пункту 3 — понятно. А вот пункт 4 не столь однозначен, хотя решение данной группы проблем не очень сложно. Ставьте столько ОС, сколько разноплановых задач предполагаете решать (уж для серьезной работы со звуком однозначно стоит ставить отдельную ОС, где антивирусам, офисам, видео и даже Интернету делать нечего). Либо (что, возможно, проще) в одной ОС создавайте нужное количество пользовательских профилей. Не забывайте и о том, что ОС определенным способом можно оптимизировать под конкретные задачи. Нужно это вам или нет, решайте сами. А рекомендации по оптимизации ОС «под звук» можно посмотреть здесь: http://zstudio-n.narod.ru/optimiz.html.

Наконец, пункт 6: заглядывайте на сайт производителя вашей материнской платы почаще: исправление и дополнение базовой системы ввода-вывода, а также поддержка аппаратных и программных новшеств — его обязанность.

Ненужный звук

Одной из головоломных «незадач» со звуком является достаточно давно описанная проблема, связанная со спонтанным возникновением постороннего шума, проявляющегося нечасто, но очень явно: в колонках вы вдруг слышите «вой и скрежет». Как правило, избавиться от него можно, перезагрузив ОС. Но порой не спасает и это. Приходится выключать компьютер и включать его снова. У проблемы может быть следующее решение (информация предоставлена коллегами с http://musicstudio.ru/). В Windows XP (в том числе, SP1) проблема кроется в файле Microsoft kmixer.sys (аудиомикшер ядра) при использовании устройств, поддерживающих 24-битную оцифровку звука. Зачастую шум возникает при останове воспроизведения  (или в режиме «пауза», в зависимости от приложения) 24- или 32-битного файла методом DirectSound и затем при включении воспроизведения другого файла с такой же или более низкой частотой дискретизации в другой сессии того же приложения. А в случае с плеером Winamp — даже в той же самой сессии. Проблема не возникает в следующих случаях: второй файл имеет более высокую частоту дискретизации, чем первый; оба файла воспроизводятся одновременно; звук выводится методом waveout, ASIO или KS. Включение аппаратного ускорения в программах, которые его поддерживают (при наличии соответствующего оборудования и драйверов), также решает проблему. Устранить ее можно так же использованием файла kmixer.sys от Windows 2000.

Отмечу, что похожая проблема с шумом случалась у меня с конкретной звуковой картой — EgoSys Waveterminal 2496. Применять описанную рекомендацию я не пробовал — нужда в ней отпала с заменой WT2496 на ESI Juli@.

Видео, которое… звучит

По сообщениям в печати и в Интернете проблемы со звуком (его исчезновение) могут возникнуть совсем на «ровном месте», а именно, с установкой в компьютер видеокарты ATI Radeon семейства 2ххх/3ххх. Они снабжены собственным звуковым чипом. При инсталляции драйвера карты именно ее звуковой чип «вытесняет» штатную звуковую карту и становится звуковым устройством по умолчанию. Решением является описанная в предыдущей моей статье последовательность действий (Панель управления > Звуки и аудиоустройства > Аудио).

Звуки странные такие

Как ни крути, при всех достоинствах компьютерных систем любая из них имеет четкие границы (т. е. ограниченные ресурсы). И если ОЗУ в определенных пределах увеличить достаточно легко, то с центральным процессором (отвечающим за все) дело обстоит сложнее. Замена ЦП, как правило, возможна лишь с заменой материнской платы. А следом —  и блок питания, и видеокарта, и даже корпус. Затратно и хлопотно…

Искажения звука —  треск, пропадания —  зачастую происходят по причине нехватки ресурсов центрального процессора, который при больших потоках данных просто перестает с этими потоками справляться. Другими словами, чем больше вы нагружаете свой музыкальный проект высококачественными звуками/сэмплами, синтезаторами и модулями обработки, тем больше в одно мгновение времени процессору нужно решать задач по их воспроизведению. Известно, что ЦП «звучит» частями, пакетами, поступающими в него из хост-программы в каждый момент времени порциями по очереди. Пока этих порций в очереди немного, ЦП справляется, «переваривая» порции быстро, и быстро преобразует их в непрерывную последовательность —  что мы на выходе звуковой карты и слышим в виде непрерывного потока звука. Когда же порций становится много, ЦП требуется больше времени для их обработки. Для замедления «движения очереди» существует специальный параметр —  задержка (latency), которую можно регулировать. В частности, в Cakewalk SONAR командой главного меню Options > Audio откройте диалоговое окно Audio Options на вкладке General и группе Mixing Latency воспользуйтесь слайдером Buffer Size (изменение значений плавно — в миллисекундах). Значимым является и увеличение количества буферов (там же —  Buffers in Playback Queue). Данный параметр предназначен для регулирования задержки при работе с Cakewalk SONAR по протоколу WDM/KS. При работе с ASIO существует два варианта (оба предусматривают изменение только количества сэмплов —  ступенчато, не плавно). Первый вариант —  вызовом из диалогового окна Audio Options ASIO-панели звуковой карты кнопкой ASIO Panel. Второй (в случае, если вызов панели не поддерживается) возможен только в виртуальном микшере самой карты. При этом, как правило, Cakewalk SONAR приходится закрывать и запускать снова после изменения значения задержки. Стоит отметить так же, что работа посредством ASIO возможна только с одной звуковой картой. Если же у вас карт несколько, и в работе требуются они все, то WDM — ваш выбор.

Подводя итог, отмечу, что при использовании значительного количества виртуальных синтезаторов и обработок (plug-in) удобство живой игры приносится в жертву общему качеству звучания, так как при задержке более 8-10 миллисекунд «раздвоение» звука столь заметно, что играть виртуальными синтезаторами «вживую» становится невозможно. Значительная задержка сказывается так же и при записи внешних источников (при включенном в программе-хосте режиме «мониторинг»): микрофона, гитар и т. д. (кроме случаев, когда мониторинг возможен средствами самой карты).

Избавлением от этой проблемы является лишь наращивание ресурсов компьютера: покупка более мощного ЦП и всех прочих соответствующих комплектующих, и/или устройств вроде UAD-1- http://www.uaudio.com/.

Мощь и немощь звуковой карты

Среди пользователей бытует миф о том, что задержка кардинально зависит от звуковой карты. Мол, чем «мощнее, навороченнее и продвинутее звуковуха», тем менее задержка зависит от мощности всей системы и нагруженности проекта. Это, к сожалению, не так (разговор не касается мультимедийных карт, а также устройств со встроенным DSP). Как уже было сказано в моей предыдущей статье, очень значимо качество драйверов. От этого в корне зависит, насколько устойчиво будет работать как вся система, так и конкретное приложение. Но, боюсь, и только! Практически все средне- и высококлассные современные звуковые карты обеспечивают, скажем так, необходимый минимум для комфортной работы: качество конверторов АЦП-ЦАП, оптимальную задержку, поддержку высокой разрядности и частоты сэмплирования. Однако на ограничениях ресурсоемкости ЦП это никак не сказывается. Другими словами, от «мощности» и возможностей карты никак не зависит, большее или меньшее количество синтезаторов и обработок в одном проекте вы можете использовать одновременно.

 

 

ZodchijStudio-Nadym® 1987-2014