-- <<<ЗВУки Ко-М.у>>> --

= 27 лет =

Описание: zstudio-NADYM (2004)

 

 

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

МОИ МАТЕРИАЛЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

НЕ МОИ МАТЕРИАЛЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

УЙТИ И НЕ НАЗВАТЬ СЕБЯ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

ЧАВОсы.

Журнал «Звуковые виртуальные студии», №6, 2008.

ГИТАРНЫЙ АККОМПАНЕМЕНТ СРЕДСТВАМИ MIDI. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Одной из самых сложных и нужных задач при написании MIDI-партий является задача создания гитарного аккомпанемента — чеса, бренчания, перебора. И если третий вид аккомпанемента большой трудности не представляет, то придание естественности звучания партиям первого и второго вида — задача очень непростая. При этом проблемой является как написание, редактирование собственно самого аккомпанемента, так и подбор максимально подходящего под эту задачу пресета, сэмпла. Гитарный аккомпанемент средствами MIDI — это очень интересная тема.

Не секрет, что далеко не всякий гитарный пресет однозначно применим и для соло, и для ритма. Фактом является и то, что понимание «подходит/не подходит» появляется тоже не сразу: только опытным путем и/или по рекомендациям знающих коллег начинающий аранжировщик приходит к тому, что подбор нужного пресета становится для него делом не самым хлопотным.

Вариантов создания гитарного аккомпанемента (кроме игры живьем на реальной гитаре) существует не так много:

  1. использование готовых ритмов, имеющихся в аппаратных синтезаторах;
  2. использование готовых ритмов, имеющихся в программах-аранжировщиках (вроде Band-in-a-Box);
  3. использование готовых ритмов, поставляемых производителем с соответствующими программными модулями (вроде Steinberg VirtualGuitarist);
  4. использование наборов-конструкторов ритмов (вроде MusicLab RhythmnChords);
  5. игра на MIDI-гитаре;
  6. «забивка» вручную с MIDI-клавиатуры.

Рассмотрим варианты использования готовых (фабричных) ритмов, их редактирования и «шлифовки», а также создания ритмов вручную «с нуля».

Стоит учесть, что любая эмуляция является лишь эмуляцией, не всегда способной заменить реальный инструмент.

ГОТОВЫЕ РИТМЫ

Первый способ наиболее прост. Он требует лишь наличия конкретного инструмента с блоком автоаккомпанемента и умения использовать его возможности. Дело чуть сложнее, когда требуется «извлечь» из полного автоаккомпанемента лишь гитарный ритм. При этом использование секвенсора синтезатора — один вариант (требуется хорошее знание инструмента). Перезапись (либо импортирование, перенос, к примеру, с дискеты) во внешний секвенсор, компьютерную программу — другой вариант (здесь совокупность необходимых знаний расширяется — добавляется умение пользоваться возможностями конкретной программы).

Второй способ, на мой взгляд, тоже не особо трудный — знай себе перебирай стили в уже написанной гармонии. После выбора остается только перенести Srandard MIDI File, созданный в том же Band-in-a-Box, в хост (MIDI-секвенсор) и удалить ненужные треки-партии. Впрочем, если вы хотите редактировать партии в самом Band-in-a-Box, дерзайте. Мне же эта программа представляется не самой удобной для точного, детального редактирования.

Однако проблема данных методов в том, что собственно готовые гитарные ритмы зачастую очень мало напоминают реальный гитарный аккомпанемент. Причем, непохожесть их на «живье» становится большей при применении к ним «неродных» звуков (к примеру, с заменой пресета синтезатора, с которого был записан ритм, на какой-то другой, по каким-то признакам — по звуку, к примеру — кажущийся более подходящим). И с  ритмами из Band-in-a-Box (которых, к слову, в нем очень много, гораздо больше, чем в любой самой-самой «самоиграйке») дело так же ничуть не лучше — какой звук к ним не подставь, претензии к правдивости звучания ритмов остаются.

ПОЧЕМУ РИТМЫ ЗВУЧАТ НЕПРАВДИВО

Объяснение этого «феномена» очень простое: применяемые пресеты очень часто не имеют необходимых штрихов, характерных для живого инструмента. Посмотрите на ритм-гитариста: удар по струнам вниз, удар вверх, работа левой рукой с прижиманием и отпусканием струн, скольжение руки по грифу от лада к ладу и т. д. Каждый штрих — необходимый элемент гитарного аккомпанемента. Для придания неправдиво звучащим ритмам естественности требуется, как минимум, внесение изменений в MIDI-параметр Velocity. Но и это не все. Придется либо найти пресет с необходимыми штрихами, либо редактировать партии путем «подстановок и замен».

Использование пресетов с необходимыми штрихами — очень распространенная ныне технология. Она применяется, в частности, в программном обеспечении такими производителями, как MusicLab (RealGuitar), BestService (Chris Hein Guitars) и т. д. Вкратце суть технологии состоит в том, что пользователю дана возможность программировать «вызов» необходимого сэмпла, отвечающего за конкретный штрих в каждый конкретный момент времени. Замечу, что для комфортной работы требуется достаточно мощный компьютер: пресеты имеют очень немаленькие размеры, воспроизводящие их модули (сэмплеры, ромплеры) в зависимости от количества одновременно проигрываемых как пресетов, так и нот (полифония) весьма требовательны к ЦП, также важна и производительность дисковой подсистемы («правильные» модули — NI Kontakt, к примеру — призваны не столько нагружать системную память, сколько вовремя считывать с жестких дисков необходимые сэмплы при воспроизведении хостом MIDI-партий).

Редактирование партии путем «подстановок и замен» я бы отнес к наиболее давно используемому способу. Суть его очень проста. Аранжировщик создает не один, а несколько MIDI-треков с разными номерами MIDI-каналов, в каждый из которых загружается соответствующий пресет: удар вниз, удар вверх, приглушенные струны (mute) и т. д. Таким образом, путем подстановок и замен достигается достоверность звучания гитарного аккомпанемента (впрочем, не только гитарного, и не только аккомпанемента).

Работа в обоих рассмотренных случаях сводится к тому, что аранжировщик занимается, по сути, не столько творчеством, сколько программированием (а процесс этот бывает довольно утомительным). При этом необходимость знания свойств реального инструмента является столь же важным элементом, сколь важным является знание используемой программы.

ГОТОВЫЕ РИТМЫ… СНОВА

Сразу же оговорюсь, что файлы с примерами, на которые я буду ссылаться в этом разделе статьи, можно скачать здесь: http://zstudio-n.narod.ru/vg.rar. Фрагменты записаны с применением модуля Virtual Acoustic Guitar (пресет Ringaraka), но они пригодны и для двух других модулей — Virtual Electric Guitar и VirtualGuitarist Electric Edition.

Итак, вариант номер три. Этот вариант применительно к Steinberg VirtualGuitarist очень прост (до определенного момента). Суть – найти среди «зашитых» в модуль ритмов нужный, создать MIDI-трек (номер канала любой из 1 — 15) с очень простым изложением гармонии (файл-пример vgae-pr1.mid) и запустить хост на воспроизведение. В определенной степени «живости» звучания партиям призваны придать и некоторые также управляемые по MIDI параметры, вроде Shuffle (MIDI-контроллер 76), которым можно придавать видимость неровной игры. Вариант с программированием изменения ритма тоже нетруден: в зависимости от конкретных настроек модуля в окне Setup переключение вариантов ритма будет происходить по «командам», прописанным MIDI-нотами (диапазон досоль, 8 риффов в каждом пресете) в первой, четвертой или пятой октавах MIDI-клавиатуры. Вот только собственно ритмов-то в модуле и не достает… Поэтому вполне рабочим способом является более «тонкое» программирование вариантов: гармонию можно прописать ритмом (файл-пример vgae-pr2.mid), а так же с подстановкой командных нот смены риффов (файл-пример vgae-pr3.mid). Помним и о том, что параметру Velocity «подчинен» вызов акцентов.

Есть еще один официально описанный способ для Steinberg VirtualGuitarist — работа с модулями по 16-му MIDI-каналу. Это и есть тот самый «определенный момент», упомянутый в начале раздела, начиная с которого работа усложняется.

Здесь пользователю дается возможность создавать собственные риффы: это опять же сводится к кропотливому программированию — рифф складывается из кусочков ритмов (слайсов) путем дописывания к гармонии MIDI-команд в виде обычных нот, каждая из которых отвечает за «вызов» конкретного штриха конкретного аккорда. Все бы ничего. Но проблема в том, что в медленных темпах проявляется недостаток модуля, очень ограничивающий диапазон его применения: продолжительности звучания слайсов очень часто не хватает — звук не вовремя и резко обрывается, звучание риффа становится заметно рваным. Тем не менее, выигрышность Steinberg VirtualGuitarist перед, к примеру, MusicLab RealGuitar состоит в том, что первый имеет пресеты гитар нескольких типов, как акустических, так и электро.

У  модуля MusicLab RealGuitar другое достоинство — в ритмообразовании он продвинут более Steinberg VirtualGuitarist. Во второй версии в сам модуль производителем был встроен до недавнего времени существовавший отдельно MIDI-плагин MusicLab RhythmnChords, точнее, его «ритмообразующая» часть — PatternManager, представляющий собой по сути, набор-конструктор. Собственно аккорды прописываются точно так же, как и в случае с VirtualGuitaristами. А необходимую последовательность ритмов вы создаете простым перетаскиванием MIDI-грувов из окна PatternManager модуля в MIDI-трек. После чего редактирование так же доступно на уровне конкретных нот, отвечающих за ритм.

Оба упомянутых модуля при всех своих достоинствах имеют общий недостаток: ритмы, имеющиеся в них, можно использовать только с самими модулями, т. е. MIDI-треки с прописанными для RealGuitar и VirtualGuitarist аккордами и командами нельзя «перенаправить» в какой-то другой источник звучания — синтезатор, сэмплер (звучать-то они будут, но вот собственно ритмов вы не получите).

Для создания ритмов с использованием любых источников звука предназначен MIDI-плагин MusicLab Rhythm’n’Chords. Алгоритм работы с ним отличается от алгоритмов описанных выше: плагин подключается к MIDI-треку хоста, к которому обычным способом подключается и синтезатор. Гармония прописывается в нотаторе самого плагина, там же выбирается последовательность риффов. При желании есть возможность перетащить мышью созданную вами секвенцию в MIDI-трек. Но секвенция может «звучать» и из самого плагина — стоит только включить хост в режим воспроизведения. Удобно, быстро…Но несмотря на множество дополнительных настроек, призванных «давать жизнь», недостаток в естественности звучания все же заметен, и тем более, чем менее пригодным является выбранный вами источник звука.

MIDI-ГИТАРА

По мнению некоторых пользователей инструмент этот должен быть в арсенале каждого аранжировщика, мало-мальски серьезно занимающегося созданием фонограмм. Мне пока не довелось пользоваться им, потому я провел опрос в Интернете на тему: «Создание гитарного аккомпанемента средствами MIDI-гитары с последующей подстановкой сэмплов». Из трех вариантов ответов (реалистично явно, так себе,  нереалистично вовсе) первый вариант получил большинство голосов. Для того чтобы у читателя сложилось собственное мнение, привожу пару ссылок, предоставленных в ходе опроса одним из его участников:

·         чес, записанный MIDI-гитарой для демонстрации гитарных тембров Yamaha Tyros2 —  http://zstudio-n.narod.ru/SteelStrings.rar;

·         чес «Pro Flamenco» — http://zstudio-n.narod.ru/Flamenco.rar. Оба файла заимствованы с сайта http://aux.music.yamaha.com.

Судя по отзывам музыкантов, инструмент этот не очень пригоден в концертном применении особенно для исполнения быстрых пассажей, аккомпанемента в быстром темпе. В условиях же студии MIDI-гитару можно считать наиболее подходящим инструментом для рассматриваемых задач. Причина столь категоричного разделения областей применения таится в свойствах самого устройства. Пользователи отмечают такие характеристики, как «провал» громкости и «крикливость» некоторых струн, сверхчувствительность датчика. Это требует особых подходов к настройке самого инструмента (расстояние между струнами и полифоническим датчиком должно быть тщательно отстроено, чувствительность датчика так же тщательно выверена пострунно, для первого лада гитары обязательно тонкое резиновое самодельное кольцо, демпфирующее возбуждение струн и т. д.). Важен так же используемый источник звука (синтезатор).

Стоит учитывать и влияние такого фактора, как сложность адаптации исполнителя к игре на MIDI-гитаре, поскольку разница между ней и традиционной гитарой довольно значительна. Потому хороший аккомпанемент с первого дубля получится вряд ли.

ПАРТИЯ РИТМ-ГИТАРЫ — РУЧНАЯ РАБОТА

Начну с того, что все выше сказанное о редактировании, справедливо и в отношении создания аккомпанемента вручную «с нуля». С тем лишь отличием, что во втором случае ритмы будут исключительно вашими. Вся «ответственность» за их сочинение ложится на ваши плечи.

Если иметь в виду, что первоочередная задача ритм-гитариста — «держать ритм», то легкой не назовешь и его работу. Добавим сюда стилистическую составляющую — ритмический рисунок должен быть выдержанным, точным. А аккорды? Точность их исполнения — позиция (обращение), связность позиций при смене аккордов, демпфируемые в них ноты, струны… В общем — хватает проблем. А теперь попробуйте эти проблемы перенести на MIDI-клавиатуру. Полагаю, как бы вы не пробовали играть и записывать, сыгранное и записанное на гитару похоже будет мало. И ничего поделать здесь нельзя. Строго  говоря, для полноценной игры на любом инструменте музыканту требуется этот инструмент осязать, поскольку лишь так можно постигнуть присущие ему свойства.

И все же часть проблем  можно решить и без гитары в руках. Например, можно определиться с тем, что в первую очередь необходимо для повышения реалистичности звучания гитарных партий.

  1. Знание принципа построения гитарных аккордов, расположения на грифе нот: верно ли вы берете их на MIDI-клавиатуре. Ошибочные представления в этой области являются одной из важнейших причин непохожести на гитару того, что сыграно на MIDI-клавиатуре.
  2.  Выбор количества одновременно играемых нот, ибо не всегда от гитариста требуется играть полнозвучные аккорды с участием всех струн. Стоит обратиться к первоисточникам (оригинальным, «фирменным» записям), так называемым «референсам» в том стиле, в котором вы намерены создать свою аранжировку, и вслушаться в детали и нюансы.
  3. Исполнение ритмической последовательности с более или менее продолжительно звучащими длительностями, часть из которых должна имитировать удар по неприжатым струнам (мьюты). Снова обращайтесь к референсам
  4. Учет специфики собственно звукоизвлечения, причин появления призвуков, тонкости скольжения левой руки по ладам, использование эффектов и т. д. В освоении этих деталей вряд ли удастся обойтись просто слушанием. Общение с музыкантами, просмотр видеошкол поможет вникнуть в изучаемый предмет глубже.

Поскольку «наигрыш» аккомпанемента возможен только каким-то одним звуком, при игре и записи придется, как говорится, включать творческое воображение — учиться представлять себе, как ваши наигрыши могут звучать в конечном итоге. Смею утверждать, что это очень непросто. И умение слышать «будущее» приходит не сразу. Попробуйте сначала «предвидеть» мьюты: учитывайте, что удар по приглушенным струнам может быть как на слабую (относительно слабую) долю такта, так и на любые мелкие синкопы (восьмые, шестнадцатые и мельче). Учитесь так же мысленно разделять удары. Первый, как правило, делается вниз, второй — вверх. Хотя стоит уточнить, что тут все зависит от музыкального стиля, вида аккомпанемента и даже типа гитары — акустической или электро. Учтите и то, что чем больше ударов, акцентов приходится на единицу тактовой доли, тем вероятнее тот факт, что последовательность ударов будет происходить по схеме «вниз-вверх». Все это я говорю к тому, что после удачной записи ритма вам в любом случае понадобится редактирование с применением варианта «подстановок и замен».

В архиве http://zstudio-n.narod.ru/funk.rar содержатся файлы, позволяющие поэтапно проследить за ходом редактирования двухтактового фрагмента фанковой партии (файл Funk.mid) и прослушать полученный в «пятой редакции» готовый фрагмент (файл Funk.mp3), сделанный средствами программы Cakewalk SONAR 7.0.2 и синтезатора Korg PA1X Pro с четырьмя разными пресетами, имитирующими электрогитару. Файлы, имеющиеся в архиве http://zstudio-n.narod.ru/tradicional.rar, иллюстрируют написание и редактирование традиционного аккомпанемента с применением одного пресета типа SteelString (рисунок взят из банка стилей того же синтезатора).

ЭВРИКА!

Сейчас я хочу вернуться к Steinberg VirtualGuitaristам по той причине, что не так давно мне в этих модулях совершенно случайно удалось обнаружить функцию, нигде ранее не описанную. Говорю это с определенной долей уверенности, потому что в многочисленных материалах, прочитанных мной, упоминание о ней не встречается. Да и среди посетителей специализированных форумов не нашлось людей, сталкивавшихся с ней. А суть функции в следующем. Как описано выше, модули Steinberg VirtualGuitarist способны работать в двух режимах: по MIDI-каналам 1 — 15 в одном, и по 16-му – в другом. Но, оказалось, есть и третий режим: MIDI-трек с гармонией направляется в любой из 1 — 15 каналов, а по шестнадцатому каналу к тому же модулю направляются ноты-комады смены слайсов. Пример реализации этого способа находится в файле vgae1+16.mid (http://zstudio-n.narod.ru/vg.rar). Поскольку находка была сделана при работе с определенным пресетом, для точности эксперимента подключите к обоим MIDI-трекам один модуль Virtual Acoustic Guitar с пресетом Ringaraka (рифф 7 — Accent). Пробуйте в процессе воспроизведения отключать (мьютировать) управляющий канал — разницу в рисунке ритмов вы, несомненно, услышите. Что немаловажно, у значительной часть ритмов вдруг проявляются варианты, которых по умолчанию в модулях вроде бы и нет.

Этим MIDI-примером можно «озвучить» любой из модулей Steinberg VirtualGuitarist, а также любой из ритмов-пресетов. Смею сделать вывод, что найденный мною способ значительно расширяет возможности и сферу применения звуковых модулей Steinberg VirtualGuitarist.

 

 

ZodchijStudio-Nadym® 1987-2014