-- <<<ЗВУки Ко-М.у>>> --

= 27 лет =

Описание: zstudio-NADYM (2004)

 

 

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

МОИ МАТЕРИАЛЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

НЕ МОИ МАТЕРИАЛЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

УЙТИ И НЕ НАЗВАТЬ СЕБЯ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

ЧАВОсы.

 

Журнал «Звуковые виртуальные студии», №2, 2009.

Toontrack EZDrummer — как он есть

Как известно, главной проблемой при создании MIDI-аранжировок является неправдоподобность их звучания, непохожесть на то, что партии сыграны реальными музыкантами. Это «неживье» возникает по простейшей причине — и собственно звуки (сэмплы и пресеты), и используемые аранжировщиком программные модули (а так же аппаратные синтезаторы) далеки от «жизни». Компьютерных программ, так или иначе имитирующих реальные инструменты, ныне существует великое множество, а действительно «живых» — совсем мало. В последние годы наметилась радующая тенденция — стремление разработчиков «софта» к созданию инструментов, действительно очень напоминающих реальные. К таковым можно отнести продукты известной фирмы Toontrack (http://www.toontrack.com), ориентированной на производство программных барабанов, модулей, звук которых, бесспорно, заслуживает особого внимания. И EZDrummer — тому пример.

 

Все гениальное — просто

Действительно, при одном взгляде на главное окно модуля EZDrummer приходит мысль о том, что проще — некуда. Поначалу даже может возникнуть сомнение в том, что эта «мультяшно» выглядящая программа может звучать сколь-нибудь достойно. Тем не менее, ощущение это проходит практически сразу после прослушивания демо.

Рис. 1. Главное окно EZDrummer

Описание: F01

В своей «базовой комплектации» EZDrummer поставляется с набором барабанов (драм-сетом) под названием Pop/Rock (на рис. 1 представлен именно этот комплект), который по мнению производителя призван соответствовать названной стилистике. Драм-сет имеет несколько модификаций. В комплекте 3 малых барабана, 2 больших (и те, и другие с вариантами), 2 хета, 8 тарелок типа «crash», 2 — типа «ride» и 2 варианта томов, а так же 4 пресета для быстрого подбора полной установки. Поэтому можно сказать, что выбор, пусть и ограниченный, у пользователя есть. Загрузка дефолтного драм-сета происходит

автоматически сразу после подключения модуля к проекту хоста. Впрочем, замена отдельных инструментов возможна и во время загрузки сэмплов, стоит только «ткнуть» левой кнопкой мыши в соответствующую «кнопку» (серый ободок со стрелкой) — и появляется раскрывающийся список со всем содержимым.

Справа внизу расположен прогресс-индикатор загрузки, показывающий количество занимаемой модулем системной памяти.

Справа вверху (кнопка с вопросительным знаком) расположено меню помощи (документы помощи в формате PDF инсталлируются вместе с модулем и каждым расширением. Из них можно почерпнуть как общую информацию по модулю, так и конкретную (в частности, карту сэмплов MIDI Layout, индивидуальную раскладку каждого драм-сета по MIDI-клавиатуре, рис. 4).

В центре вверху вы видите поле для выбора других установленных в систему наборов (EZX-расширений). На данный момент фирмой выпущены расширения: Latin Percussion, Nashville, Claustrophobic, Twisted, Drumkit From Hell, Vintage Rock, Funk Masters, Cocktail.

В центре внизу находится кнопка Humanize (во включенном состоянии обеспечивает рандомизацию — подстановку в случайном порядке сэмплов вариантов звучания), и регулятор воздействия параметра Velocity.

Микшер: по Сеньке и шапка

В левой нижней части главного окна расположена кнопка Open Mixer, вызывающая микшерную консоль модуля. По умолчанию микшер загружается в режиме stereo, это означает, что все инструменты модуля будут направлены в один стереофонический аудиоканал.

Рис. 2. Микшер

Описание: F02

По умолчанию  выбран вариант панорамирования установки «со стороны барабанщика». Но кнопка Pan, расположенная  слева вверху, позволяет мгновенно изменить панорамирование на  вариант «со стороны слушателя». Для смены режима stereo мультиканальным режимом достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши на любом поле с надписью Trk  и выбрать в раскрывающемся списке строку Multichannel. Отдельные инструменты могут быть сгруппированы в конкретных аудиоканалах. Для каждого инструмента есть возможность регулировать панораму, уровень, мютировать его и включать соло.

По утверждению разработчиков создание сэмплов производилось в профессиональной студии на соответствующем оборудовании настоящими музыкантами. Другими словами, запись делалась «традиционным» способом: использовались реальные барабаны, подзвученные микрофонами, что неизбежно влечет за собой взаимопроникновение «соседних» звуков. В частности, имеет место проникновение звука большого барабана в микрофон, установленный у нижней мембраны малого. Для исключения этого эффекта над фейдером Snare B (от англ bottom — нижний) имеется переключатель Bleed Control. Аналогичным переключателем над фейдером Overhead регулируется и проникновение всех инструментов в микрофоны Overhead. Overhead — буквально означает «над головой». Это стереопара, озвучивающая всю установку, наряду с еще одной стереопарой микрофонов (называемой room), которые располагаются на определенном расстоянии в углах барабанной комнаты.

Наконец, за кнопкой Presets «прячется» несколько предустановок, в частности, режим Dry (сухой), исключающий звук комнаты вообще. Никаких особых возможностей микшер не имеет. Да, по сути, они тут и не нужны.

Сам себе барабанщик

Создание MIDI-партий любых инструментов вручную — дело весьма трудоемкое. Наиграть и записать MIDI-партию ударных руками без определенных навыков и знаний специфики (как собственно барабанов вообще, так и конкретной программы, в частности) весьма непросто. Производитель учел и это: в комплект каждого расширения (драм-сета) входит объемистый пакет MIDI-грувов, изготовленных специально с учетом всей конкретики модуля: стилистики (включая рекомендации по темпу), параметров Velocity и т. д. Кроется все это богатство за кнопкой Open Grooves. Прослушать грувы можно двумя способами: либо дважды щелкнуть на выбранном груве (он прозвучит от начала до конца и замолкнет), либо выбрать грув и нажать кнопку воспроизведения. Во втором случае воспроизведение будет идти непрерывно, что позволит просто перебирать грувы один за другим и прослушивать их циклично. Повторным нажатием той же  кнопки воспроизведение остановится. Переключение значений Tempo под кнопкой Open Grooves в два раза замедляет или ускоряет звучание грувов (темпы синхронизированы с проектом хоста).

Естественно, что любой из подходящих грувов можно просто перетащить мышью на MIDI-трек секвенсора.

 

Рис. 3. Грув-броузер и плеер

Описание: F03

Стоит отметить, что и сторонними производителями специально для EZDrummer изготовлено множество грувов. В частности, в Интернете можно найти грувы команды под названием Groove Monkee, создавшей буквально тысячи паттернов для разных музыкальных стилей, в том числе брейки (fills), интро и коды, а также грувы для отдельных инструментов (тарелок, тамбуринов, бонгов и т. д.). В основном инструменты EZDrummer соответствуют стандарту General MIDI. Однако, некоторая часть «тонкостей» с GM все же не совпадает, что учтено производителями грувов. Например, полностью открытый хет расположен не на F#1 (как положено в GM), а на С3.

Рис. 4 Карата сэмплов Pop/Rock

Описание: F04

В EZDrummer могут быть использованы любые сторонние грувы в формате Srandard MIDI File. Достаточно скопировать их в подкаталог MIDI собственно каталога, куда вы установили звуковой контент модуля (например, C:\EZDrummer Data\MIDI).

При создании собственных битов (и особенно брейков) не забывайте, что, к примеру, для малого барабана в вашем распоряжении не только рандомизация и Velocity, но так же раздельные «удары» правой рукой (MIDI-нота D1) и левой рукой (MIDI-нота A0). Разобраться в расположении сэмплов можно с помощью уже упоминавшихся документов помощи, один из которых изображен на рис. 4.

 

Месить, или не месить?

Спорить по поводу необходимости обработки конкретно EZDrummer, на мой взгляд, бесполезно (это дело вкуса, знаний и умения). Разработчик позиционирует свой продукт как инструмент полностью готовый к укладке в любой микс. Но как раз это утверждение мне кажется спорным. И вот, почему…

Известно, что барабаны сами по себе — это одни барабаны, а барабаны в миксе — совсем другие барабаны. Несмотря на яркость, звучность и сочность сэмплов EZDrummer (что, кстати, заметно отличает их от конкурентов), звук собственно модуля очень конкретен и, главное, узнаваем. Еще одним недостатком модуля я считаю не очень качественно реализованный звук комнаты (room), привносящий в общий микс композиции не очень приятный, и даже будто грязноватый призвук. Из чего для меня автоматически следует, что обрабатывать инструменты в привязке ко всему миксу нужно. Благо, мультитрековый режим это вполне позволяет (тем более что модуль имеет и отдельные стереоканалы как для овер-хедов, так и для рума). В качестве примера на странице http://zstudio-n.narod.ru/mymat.html я предлагаю сравнить варианты сведения драм-сета Pop/Rock и Latin Percussion в разных стилях.

На мой взгляд, для придания столь «всем известно, как звучащему» модулю своего (вашего) индивидуального звука придется приложить немало усилий. Очень важно (если не особо важно), какой будет окраска!

Эквализация каждого инструмента, их микса (овер-хедов и рума) — это первое, что нужно пробовать изменить. Я зачастую просто отрезаю значительную часть нижних частот в каналах room и overhead шельфовым эквалайзером (порядка 100-150 Гц с крутым спадом), и поднимаю примерно на 3–5 дБ широкой полосой область самых верхних. Это позволяет избежать проникания нижнего спектра большого, малого барабанов и томов в «верхние» микрофоны (что в свою очередь избавляет от низкочастотного гула в этих каналах), и заодно придает «железу» большую яркость, искристость и рассыпчатость. В то же время шельфовым эквалайзером я отрезаю часть «низа» в каналах малого барабана (зависит от самого барабана, а также от стилистики, насыщенности аранжировки и т. д.). Обязательно обрабатываю канал томов гейтом в целях предотвращения присущего томам «послезвучия» — довольно продолжительного низкого гула (особенно заметного у напольного тома — floor), и часто обрабатываю гейтом малый и большой барабаны, чтобы исключить их взаимопроникновение. Для малого барабана порой достаточно гейта в канале bottom. Практически всегда применяю компрессор на большом барабане, а на прочих — не всегда, но вот лимитер (для ограничения пиков) на томах — почти обязательно. В конец общего микса EZDrummer (в шину), как правило, ставлю лимитер (в зависимости от стиля это может быть и максимайзер для большего уплотнения микса).

Однако, все это, конечно, лишь общие начальные установки, а вовсе не обязательный вариант. К примеру, иные пользователи утверждают, что каналы овер-хедов и рума нужно компрессировать. Опять же порой «родной» room все-таки заметно мешает. Тогда его можно отключить совсем, а в качестве общего так  называемого «окружающего звука» применить сторонний рум-ревербератор с более гибкими возможностями.

На заметку… Не раз в Рунете мне приходилось встречать жалобы на «ведерность» звучания малых барабанов в EZDrummer. Как правило, этим термином характеризуется «металлистичность» звука одновременно с гулкостью. Признаться, поначалу и мне казалось, что свойство это им, действительно, присуще. Однако со сменой помещения студии (а так же студийных мониторов) на более «правильное» я обратил внимание, что EZDrummer зазвучал заметно лучше — ярче и плотнее, а эта самая «ведерность» исчезла. Из чего можно сделать вывод, что это неприятное свойство порождается, скорее всего, резонансами неверно акустически обработанного помещения в первую очередь, и во вторую — некачественными мониторами.

 

ZodchijStudio-Nadym® 1987-2014