-- <<<ЗВУки Ко-М.у>>> --

= 27 лет =

Описание: zstudio-NADYM (2004)

 

 

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

МОИ МАТЕРИАЛЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

НЕ МОИ МАТЕРИАЛЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

УЙТИ И НЕ НАЗВАТЬ СЕБЯ

Описание: http://narod.yandex.ru/images/link_templ/link4.gif

ЧАВОсы.

 

Журнал «Звуковые виртуальные студии», №3, 2009.

ВСЕ БОЛЬШЕ ЗВУКОВ ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

Вероятно, всем хорошо известны традиционные способы создания аранжировок: а) только с участием реальных музыкальных составов; б) только с применением синтезаторов; в) комбинация первых двух способов. Ныне прочное место все увереннее занимает четвертый способ — компьютерная аранжировка с применением виртуальных инструментов. И если некоторое время назад это было лишь досугом множества любителей, то теперь и профессионалы не прочь использовать «софт» в своих работах.

Вот уже пару-тройку лет как в Интернете пошли на убыль горячие споры на тему «софт против железа», утверждения о том, что виртуальные звуки, синтезаторы ни в коей мере не конкуренты синтезаторам аппаратным. Что, де, «железо» всегда будет много предпочтительней, мол, «софту» его качества и удобств никогда не догнать… Одной из причин прекращения споров, на мой взгляд, является тот факт, что продукт на рынке программного обеспечения стал явно более качественным, производители создали немало сэмплерных звуковых библиотек, достойных внимания любого профессионала.

В ряду с именитыми, давно известными производителями (Native Instruments, Best Service, Steinberg) стали появляться совершенно новые, доныне ни кому неизвестные имена — фирмы, уже выпустившие в свет звуковые библиотеки, по качеству не уступающие, а порой и превосходящие, не только «монстров софта», но и, на мой взгляд, многие «железные» синтезаторы. В разы возросшие возможности компьютеров (при одновременном заметном снижении цен на многие комплектующие) дали реальный толчок к развитию тенденции улучшения качества виртуального звука. Пусть софту все еще не по плечу полностью заменить живых музыкантов, но уж конкурировать с реальными синтезаторами он вполне способен. И если какое-то время назад, слушая софтовый синтезатор, мы сочувственно кивали головами: «О, да, софт — он и в Африке софт», — то ныне при прослушивании неизвестного материала я порой ловлю себя на мысли: «Софт, или…?».

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Технологии изготовления виртуального продукта, и в особенности музыкальных инструментов, к сегодняшнему дню претерпели серьезные изменения. Отчасти, благодаря уже упомянутым возросшим возможностям компьютеров. Но в большей степени благодаря новым, часто именуемым «революционными», находкам. В недавнем прошлом для имитации «живья» в ходу в качестве основного был «метод подстановок и замен» (аранжировщик для одного инструмента создавал несколько MIDI-треков, в каждом из которых проигрывался какой-то один необходимый штрих). Ныне наиболее распространенным стал метод key-switch (KS) — метод клавиш, кнопок, команд переключения, вызывающих в нужный момент времени сэмпл с записью необходимого штриха. Сам же пресет инструмента, загружаемый в виртуальный сэмплер (к примеру, в один из самых популярных и качественных Native Instruments Kontakt), содержит в себе все необходимые (заложенные производителем) штрихи. Размеры файлов таких пресетов бывают очень внушительными, порой не одна сотня мегабайт. В этом контексте стоит упомянуть, что благодаря возможностям виртуальных сэмплеров загрузка таких объемов в системную память не производится полностью. Пресеты лишь кэшируются (загружаются в ОЗУ частично, что позволяет в одном проекте использовать десятки очень объемных пресетов), и в процессе воспроизведения нужные сэмплы проигрываются непосредственно с жесткого диска. Сама по себе такая возможность требует от дисковой подсистемы значительной производительности.

Созданию пресетов предшествует, как правило, игра, исполнение, извлечение звуков реальными профессиональными музыкантами. Звуки записываются (сэмплируются), создается некий их банк, части которого затем «раскладываются по полочкам» программистами. Понятно, что создание пресета — работа достаточно объемная и кропотливая. Ведь кроме собственно каждого из штрихов, каждой ноты, каждого «сопутствующего» эффекта должны быть запрограммированы их варианты, за «вызов» которых до сих пор привычно каждому MIDI-музыканту отвечает параметр Velocity. А таких вариантов в виде WAV-, AIF-файлов может быть очень много, например, только в одном пресете Scarbee BlackBass их около 4 тысяч. Впрочем, появление новых технологий приводит к тому, что параметр Velocity становится чуть ли не лишним. Но об этом чуть ниже.

Далее я хочу представить вашему вниманию обзор виртуальных инструментов, на мой взгляд, наиболее интересных и по звуку, и по возможностям. Поскольку я зачастую работаю в традиционных стилях — выбор мой соответствующий.

ПРОДУКТЫ КРИСА ХАЙНА

Крис Хайн (Chris Hein), пожалуй, самый известный ныне программист и подвижник в деле создания виртуальных инструментов по технологии key-switch. Спектр его звуковых библиотек достаточно широк: духовые инструменты (Chris Hein Horns), гитары (Chris Hein Guitars), бас-гитары (Chris Hein Bass). Вышедший в 2005 году пакет Chris Hein Horns vol.1 (соло: альт, тенор саксофоны, тромбон, труба; секция труб), на мой взгляд, оказался очень удачным (примеры в миксе можно скачать здесь: http://zstudio-n.narod.ru/mymat.html — CHHv1 AltSax - Pop и 03.rar EZDrummerлатина). Собственно Chris Hein Horns vol.1 имел свою оболочку — сэмпл-плеер на базе Native Instruments Kompakt. Последующие же пакеты уже не имели «привязки» к конкретному модулю, набор пресетов стало возможным загружать в Native Instruments Kontakt Player 2 и в Native Instruments Kontakt 3.

В конце 2008 года Крис Хайн выпустил в свет новую версию своих духовых инструментов — Chris Hein Horns vol.2 (если том 1 имел объем всего 3.5 гигабайта, то том 2 — уже 14.5 гигабайт). Том 2 содержит расширенный пакет секций (саксофоны — альт, баритон, тенор, смешанная; тромбоны — бас, тенор, смешанная; трубы — три типа). Сольным инструментам так же уделено значительное внимание (саксофонов 7 типов, тромбонов — 6 и труб — 4). Все пресеты просто изобилуют штрихами: несколько типов sustain и crescendo, стаккато (short), stabs, shake/triller, flutter, doit, fall и т. д. Так же поддержано множество MIDI-контроллеров, включая, к примеру, управление эффектами, такими как эквалайзер, флэнжер, дилэй, хорус. Стоит особо отметить «ширину» звучания секций: правая и левая группы четко различимы, что исключает необходимость загрузки в проект нескольких пресетов с целью имитации сценического звучания. Наличие разных типов секций подразумевает, что их использование возможно в очень разных музыкальных жанрах, от джаза и рока, до классики. Действительно, разница в звучании, к примеру, секций труб очень явна: если секция CD звучит даже с низким velocity довольно ярко и броско, то секция AB способна звучать матово и даже интимно. Третья секция (Full) очень пригодна для партий в гимнах — она явно содержит большее количество одновременно звучащих труб, более наполнена обертонами. Стоит отметить так же информативность панелей загруженных в сэмплер пресетов.

Рис.1. Сведения о загруженных в сэмплер пресетах

Описание: Chris Hein Horns2-panel

В частности, поле под кнопкой Settings на рис. 1 информирует о задействованном в данный момент штрихе (17 Crescendo S2). Такая информативность характерна для всех продуктов К. Хайна. Кроме того, практически за каждой кнопкой скрывается возможность всячески воздействовать на MIDI-партию для придания ей достоверности, для ее «оживления», гуманизации. Примеры звучания Chris Hein Horns vol.2 в миксе можно найти на сайте http://zstudio-n.narod.ru/mymat.html (файлы с префиксом CHH) и, естественно, на сайте производителя (http://www.chrishein.net).

Chris Hein Bass — еще один продукт Криса Хайна (объем пакета около 14 гигабайт). Сам автор позиционирует этот пакет как «винтажный», что, на мой взгляд, создает некую конкуренцию очень известному модулю EastWest HardCore Bass XP. И действительно, бас-гитары Криса Хайна вполне способны, если не заменить HardCore Bass XP полностью, то уж изрядно дополнить арсенал аранжировщика. Стоит иметь в виду, что в пакете Chris Hein Bass кроме собственно трех бас-гитар (pick, slap, fretless) наличествуют и три типа контрабасов (с наборами струн steel, nylon, gut). При беглом рассмотрении остается непонятным отсутствие бас-гитары типа fingered. Однако автор пакета не просчитался: оказывается fingered «зашифрован» в пресете E-Bass Pick и «появляется» при значении velocity ниже 40. Комплектация каждого инструмента включает в себя несколько вариантов, так сказать, на все случаи жизни: только sustain, извлечение звука у порожка, извлечение у центра деки. При этом каждый из вариантов имеет «подварианты» по количеству слоев: light — 3-4 слоя, medum — 5-8 и full — со всеми слоями и др.

Важно отметить, что бас-гитара — инструмент из числа наиболее трудно укладывающихся в микс. При этом виртуальные басы сводить еще труднее (кстати, к HardCore Bass XP и к не менее известному ромплеру Spectrasonics Trilogy это тоже относится) — сказываются проблемы частотных конфликтов, когерентности волн и т. д. Зачастую по этим причинам бас в миксе звучит мутно и неубедительно. Насколько я смог заметить, с Chris Hein Bass подобные казусы происходят значительно реже: инструменты хорошо поддаются любой обработке, из микса не выпадают и не пропадают в нем. С уже указанной страницы вы можете скачать примеры: CHB Fretless - Pop — это мною сделанный микс, прочие взяты со страницы производителя.

Chris Hein Guitars (объем пакета около 20 гигабайт). Бесспорно, что этот пакет явно составляет конкуренцию нескольким известным аналогам: MusicLab RealGuitar и RealStrat, LPC. Комплектация пакета — просто подарок любому аранжировщику, девять инструментов: E-Guitar Clean, E-Guitar Chorus, E-Guitar Blues, Jazz Guitar Plectrum, Jazz Guitar Finger, Nylon Guitar, Steel Guitar, а так же мандолина и банджо. Комплектация «подвариантами» еще более внушительна: кроме схожих с упомянутыми в описании Chris Hein Bass, каждый из девяти инструментов содержит отдельные пресеты со звуками приглушенных струн. И что особо стоит отметить, пакет Chris Hein Guitars способен «исполнять» гармонические последовательности — составленные пользователем риффы, гитарный бой. Однако нельзя умолчать, что составление, программирование аккомпанемента средствами данного пакета — дело достаточно хлопотное и не очень интуитивное, в отличие от аналогичных функций, к примеру, MusicLab RealStrat или Steinberg VirtualGuitarist. Впрочем, при наличии у аранжировщика достаточного количества времени и желания создать свои собственные риффы можно повозиться с программированием. Оно того стоит, достаточно послушать демо (на ранее упомянутом сайте — файлы с префиксом CHG, либо на сайте производителя, где их много больше).

ПРОДУКТЫ SAMPLEMODELING

Новыми продуктами этой фирмы стали два замечательных инструмента — соло труба The Trumpet (http://www.samplemodeling.com/ru/products_trumpet.php) и соло тенор-саксофон Mr.SaxT (http://www.samplemodeling.com/ru/products_sax.php). Созданы они уже хорошо известными людьми: Джорджио Томмасини (Giorgio Tommasini) и Питером Седлачеком (Peter Siedlaczek) при участии Стефано Лючато (Stefano Lucato). Оба инструмента, как и уже описанные ранее, существуют в виде пресетов для виртуальных сэмплеров Native Instruments.

Пакет The Trumpet (около 300 мегабайт) включает в себя кроме собственно трубы следующие инструменты: корнет, флюгельхорн, трубу-пикколо и еще три варианта трубы. Сфера применения инструментов, судя по демо, самая широкая: джаз, поп, рок, классика. При этом явно бесспорен факт, что The Trumpet способен звучать точно в соответствии с поставленной аранжировщиком задачей. Обращу ваше внимание и не то, что применение в одном проекте нескольких труб одновременно (к примеру, для создания побочных партий, либо для гармонического многоголосия) партии звучат достаточно убедительно (демо The Trumpet - Rock, The Trumpet - C-Section).

Mr.SaxT — так же достаточно качественный инструмент (хотя по общему мнению пользователей несколько уступает The Trumpet в убедительности). Однако, гибкость в пользовании им, наличие штрихов, качество сэмплов вполне достаточно для применения пресета в самых разных жанрах и стилях (послушайте демо, в том числе на сайте производителя). Объем пакета небольшой, всего чуть более 200 мегабайт.

Производители предусмотрели наличие в пресетах самых необходимых (если не всех) штрихов. Управление ими осуществлено так же по технологии key-switch. Однако функции параметра velocity в данных продуктах почти полностью переданы MIDI-контроллерам (СС11 в The Trumpet и СС2/7/11 в Mr.SaxT).

Рис. 2. Предупреждение о необходимости подключения контроллера

Описание: mrsaxt_panel

После загрузки пресета в сэмплер и нажатия клавиши на MIDI-клавиатуре в панели инструмента появляется сообщение (рис. 2, поле под надписью Mr.SaxT) о том, что Мистер СаксТ не зазвучит, пока пользователь не подключит необходимый внешний контроллер, или не задействует MIDI-контроллер в треке хоста.

Лично я не считаю такой подход очень удобным и бесспорным: понятно же, что MIDI-музыканту привычен обычный способ — при той или иной скорости нажатия клавиши извлекается соответствующий звук. Управление же вызовом сэмплов по данной технологии понуждает пользователя применять непривычные для него средства. В данном случае — это контроллер экспрессии (соответствует СС11), либо духовой контроллер (breath controller, соответствует СС2). Если данных устройств нет, партию сначала придется прописывать обычным способом, затем создавать график автоматизации с последующим тщательным программированием каждой ноты. Кроме того, управление нюансами звучания инструментов осложнено наличием огромного количества прочих контроллеров: в демо Standard MIDI File (сайт http://zstudio-n.narod.ru/the_trumpet.zip) можно посмотреть примеры программирования партий, которые озвучены в соответствующем звуковом файле (множество других примеров можно скачать на сайте производителя).

Стоит особо отметить, что благодаря нескольким российским энтузиастам (пожелавшим остаться инкогнито) официальный сайт http://www.samplemodeling.com/ обрел русифицированные страницы, где о технологии и истории создания инструментов от Samplemodelling можно узнать, как говорится, из первых рук.

PROJECTSAM SYMPHOBIA

Эта звуковая библиотека (объем около 18 гигабайт в формате Native Instruments Kontakt 3) — продукт совершенно «свежий», так как на рынке появилась в самом конце 2008 года. Пакет содержит в себе звуки оркестра, в составе которого секции струнных, медных и деревянных духовых, объединенные секции духовых и струнных, а так же — сольные. Каждая из секций имеется в двух вариантах семплированияStage (запись микрофонами на определенном расстоянии) и Close (запись микрофонами в непосредственной близости от каждой из групп инструментов). Пакет Stage (с естественной реверберацией зала) предназначен для создания аранжировок в классическом стиле (а так же для озвучивания кинофильмов). Тогда как Close (с ярким, близким звучанием) более подходит для стиля поп и подобных. Содержащихся в пакете артикуляций (так же управляемых по методу key-switch) — legato, marcato, tremolo, pizzicato и т. д. — достаточно для создания вполне реалистичных партий. Вдобавок к «традиционным» штрихам отдельными пресетами в пакет входит множество оркестровых эффектов: cluster, glissando, wild textures и т. д.

Однако, как это водится в мире программных продуктов, первая версия Симфобии имеет существенный недостаток — иные сэмплы зациклены из рук вон плохо, что при даже не очень долгом удержании клавиши проявляется в периодических шумах, тресках и стуках. Пользователи (в числе которых и я) с нетерпением ждут обновления, которое уже анонсировано. Демо SYMPH-Swashbuckler и SYMPH-Assimilation вы найдете на моем сайте, а так же на сайте производителя (http://www.projectsam.com/Home).

АНОНСЫ (статья писалась в апреле 2009)

А тем временем на горизонте замаячило еще одно имя: LASS, еще одна звуковая оркестровая библиотека: LA Scoring Strings (http://www.lascoringstrings.com). Сказать о ней пока еще особо нечего — выпуск пакета назначен на начало лета 2009 года. Тем не менее, демо впечатляет (файл She Was a Fair Lass на моем сайте). Судя по информации с официального сайта, в пакет включены скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Все пресеты так же имеют скрипты (key-switch). Звуковой контент создан в формате виртуальных сэмплеров от Native Instruments.

Насколько можно судить по новостям сайта К. Хайна, в скором времени ожидается выход нового инструмента — сопрано-саксофона. Судя по демо (CH SopranoSax на моем сайте), инструмент будет достойным. И поскольку я давно ищу реально качественный виртуальный сопрано-саксофон, то, образно говоря, уже стою в очереди на покупку лицензии.

 

ZodchijStudio-Nadym® 1987-2014