газета «Трасса»

17 ноября 1989 года

М. Абдулин

(стилистика и всё прочее сохранены)

 

О ЧЁМ ПЛАКАЛИ ДЕНЕЖКИ

 
 

 

 

 

 

 

«Северной панораме» столько надавали авансов в афишах, анонсах через городскую газету, что не устояла перед соблазном н «Трасса». Извещалось, что впервые на Севере у нас проводятся рок-фестиваль всесоюзного масштаба. Что стягиваются лучшие, изве­стные в стране и за ее пре­делами рок-группы и что надымская сцена станет для них трамплином в профессионалы. А для ос­вещения хода конкурсов привлекается внимание «большой» прессы, Цент­рального телевидения. Поэтому не мудрено была за­быть пригласить какую-то там «Трассу» - орган (бывший тем более) одного из спонсоров этого грандиозного мероприятия.

 

Как все же повезло, об­радовалась наша газета, ко­гда удалось через секрета­ря комитета комсомола тре­ста выбить пропуск имен­но на тот вечер, когда вы­ступали отобранные жюри восемь лучших групп. Вот это будет праздник душе. А то в отпуске на югах и столицах попадёшь на се­ренькие концерты «каких-то там» Антоновых да Иб­рагимовых с их скучными песнями про «не рвите цветы» или «дарите... цветы», когда в жизни столько все­го, и даже это еще «всего лишь цветочки»... А рок, известное дело, моден нынче не потому что был когда-то в опале, а потому, что поднимает пласты на­ших социальных, экономи­ческих бед, бичует безду­ховность, мафию и прочий «негатив» в духе времени, как например: «Иван Ива­ныч — поборник перестрой­ки. Он перестроил дачу-под Москвой»... Здесь и па­радоксальность от русской частушки, и налицо порт­рет чинуши-хапуги, про­хлаждающегося за общест­венный  счет. Здесь даже проклевывается собствен­ное лицо еще не призна­ваемого за границей советского русского рока.

 

О чем же поют группы с афиши  о  восьми  лучших? Тем радостнее, что в боль­шинстве призеров оказа­лись местные таланты из нашего Тюменского регио­на - от Ишима до нашего Надым. Эти, наверное, такие «пласты» вскрыли, о каких не слыхивала Москва с вре­мен первого колышка, раз обставили приглашенных конкурентов... В таком гордом настрое устраиваюсь в наполовину пустом зале «Прометея». Пора на рок-небосклоне страны за­сиять и тюменским «звез­дам»,  хватит богатейшему региону плестись в хвосте музыкальной глубинки. А проблем здесь непоча­тый .край, все не перепеть, не высветить... «Сидеть не время, вста­вай, слепое племя», — на­чали затесавшиеся в остро­ва взрослых- ансамблей юные «Робинзоны» из Ишима. Призыв как нельзя кстати, правильно начали, другие подхватит. Надо увлечь на более реальные де­ла беснующихся в беспо­лезном экстазе надымских ровесников. НО ЧТО МЫ СЛЫ­ШИМ из уст акселератов в другой их «композиции? Куда они хотят довести собравшихся школьников, которых большинство в зале? Оказывается, в «любовь по пояс!» Наши того и ждут, визжат от востор­га, топают, орут, выкрики­вая понравившиеся цита­ты вместо лозунга... Гово­рят, не то еще было....

 

Как начиналась и прохо­дила вся «рок-презентация» (никак иначе, это вам не «представление»), судить несложно, если в день подведения итогов подобные «перлы» были не единич­ны. В тексты композиций групп, надо полагать, были вложены и более серьез­ные нагрузки. Но в громе децибелов все пристойное утонуло настолько глу­боко, что всплывало до слуха хаотически-разрозненная какофония из хора бродячих собак. Поэтому, ого­ворюсь, если что-то не сумею донести расшифрованным полностью, вините не меня. Остается догадыва­ться, по каким критериям судило жюри, ведь рок-музыканты не привычны к ограниченному пространству зала «Прометея». По всей видимости, уровень качества выступлений оценивался по мощности звуковых колонок и силе го­лосовых связок. «Человек был слеп, че­ловек прозрел». Что натолкнуло «человека» на такое? Но у  шоу-рок-группы из Тобольска во время исполнения ведь не опро­сить. Название группе «Зеркало». Если предположить логически, «он» вгляделся в зеркало, тут и осенило. В другой песне «человек» увидит: «…брат, я ото всех отстал, я хочу на пьедестал!»

В кепке и белой футболке с надписью по вертика­ли «ГЛАСность» (заранее претендуя на активный плюрализм) выступил фа­ворит надымских дискотетчиков, а отныне и «Рабо­чего Надыма» — Вячеслав Убогов. Наш городской ор­ган гласности столько ус­пел воздать ему, что труд­но спорить постфактум. На ее страницах уже выступил личный «биограф» кумира безусых юнцов, поведав нам о тернистом творческом пути местного «само­родка»: уже три альбома с экстравагантными названиями выпущены, все луч­шие призы завоеваны. Пусть «бросает перчатку» автору этих строк сам ку­мир, но мне показалось, что самородство его больше от самонадеянности и самолюбования. Труднее со­здавать и маяться с ансам­блем, вдруг кто-то не поже­лает исполнять только его произведения, легче сесть и в единоличном исполнении записать всю инстру­ментовку в фонограмму и громко объявить об автор­стве, аранжировке личной... Чем не Леонардо да Вин­чи в музыке? Эффект рассчитан был настолько, что универсал Убогов влюбил в себя не одних юнцов, а и жюри, и спонсоров, даже усыпил бдительность неко­торых представителей прес­сы. И недосуг стало всем, о чем он с бравадой вещует со сцены. А на повер­ку... Давайте послушаем, какие темы углядел «само­родок», не открытые досе­ле никем? «Знаешь, ма­лыш, я уже не вернусь...», «Я тебя не любил я в объ­ятиях твоих забыл про на­пасти», «... по паласу, по ковру ты ходила домашней кошкой. Еще немножко и я б сошел с ума к утру»… Жестоко поступает кумир с обожающим его «малы­шом»... Эти сюсюкающие прозаизмы не что иное, как дилетантское, убогое славо­словие. Не из таких ли музыкально-словесных винегретов составлены его домашние «альбомы», препод­несенные читателям городской газеты как состоявшиеся и признанные?

Ансамбль из г. Радужно­го кстати сказать, грамот­ный, обкатанно-слаженный, со своей запоминающейся манерой и почерком, име­нует себя... «Райский ад». Что ж, в век плюрализма каждый волен сходить с ума по-своему, Однако, ели приглядеться, не от больших познаний в лингвистике эти словоблудия. Теперь сиди, ожидай хо­лодной жары в пустыне оазиса, или мрака в белый день черной ночи... Эта группа, опять утверждаю, достойна самых добрых напутствий. Но такие «мело­чи» ими не продуманы, что невольно спотыкается внимание. Например,   инстру­ментальная рок-композиция «Противостояние». На первый взгляд, все нор­мально. И не специалисты в  музыке знают, что ей подвластны любые темы — и «Полет шмеля» она пере­даст, и «Тоску по родине» навеет... Но «противостоя­ние» чего с чем, и как? Здесь, думается, ребята за­влеклись кажущейся фило­софичностью. Любую мелодию возьми, так же и на­зови. Тут даже инстру­ментовка не противопос­тавлена была.

Все хвалили «Рок-архив» из Уфы. Имя также не со­ответствует содержанию — исполняют все новое... При всем уважении к этим профессионалам, из слов их песен («композиций», есте­ственно), я лично ничего не уловил, настолько к то­му времени был оглушен. Отрадно, что ребята успели сочинить «Реквием» жерт­вам недавней железнодорожной катастрофы на их родине. Скорбь есть. Еще бы лучше было, считаю, передай они это средствами народной, башкирской мелодики.

О дуэте «Дом» из Перми писалась много - другими коллегами. Солидарен с ними, это профессионалы высокой пробы.

Особого разговора стоит Салехардская группа «Маэстро» — они еще порадуют нас, эти ребята с перспективой.

Уверяю вас, уважаемый читатель, я не циник. И не критиканство ведет мо­им пером. Более того, убе­жден, что если бы в само­деятельности учредить гонорарную систему, намного возросла бы активность народных талантов. Воз­можно, перестройка дове­дет когда-нибудь и до та­ких инициатив. Еще Федор Шаляпин утверждал, что неоплатно могут петь толь­ко соловьи, и то не голод­ные. Пока же, увы; полу­чается так, что песня ну­жна лишь поющему. На­до отдать должное, те кто приехал, устроил надымчанам хороший праздник рока. Когда на афишах прочел о «Северной панораме» со списком спонсоров, то как бывший культармеец искренне порадовался за его участников: наконец-то выявляются деятели, могу­щие оценить активность масс. Ожидали они обрат­ную отдачу или нет, известно самим спонсорам - неблагодарное занятие под­водить дебет-кредит под духовную пищу, об этом мы помним по спору В. Маяковского с фининспек­тором. Но хоть и призрач­ная да есть надежда, что по телевидению кто-то уг­лядит рекламу заимодав­цев...

Однако, надымчанам наверняка интересно было бы знать, для кого сцена «Прометея» стала «трамплином» в профессионалы, как это обещалось и задумывалось? Меня лично берет сомнение.  Стоила ли игра свеч? Надо ли было имен­но в Надыме проводить ме­роприятие с замахом на всесоюзное, когда москов­ские конкурсы не все вы­являют истинно достойные таланты, когда в надымском жюри и организато­рах не было ни одного сколь-нибудь   влиятельного в культуре страны лица. Да и было ли компетент­ным само жюри, если на сцену в день финала лез-  . ли такие прозаизмы, о которых я сказал. Может, такой состав судей был необходим, чтоб раздать «по серьгам»   самим устроителям — они урвали непло­хие путевки.

 

[1] [2] [3] [4] [5]

 

на главную страницу

 

Сайт управляется системой uCoz