газета «Трасса»
17 ноября 1989 года
(стилистика и всё прочее
сохранены)
О ЧЁМ ПЛАКАЛИ ДЕНЕЖКИ
«Северной панораме» столько надавали авансов в афишах, анонсах через городскую газету, что не устояла перед соблазном н «Трасса».
Извещалось, что впервые на Севере у
нас проводятся рок-фестиваль всесоюзного масштаба. Что стягиваются лучшие, известные в стране и за ее пределами
рок-группы и что надымская сцена станет для них трамплином в профессионалы. А для
освещения хода конкурсов привлекается внимание «большой» прессы, Центрального телевидения. Поэтому не мудрено
была забыть пригласить какую-то там «Трассу» - орган (бывший тем более) одного из спонсоров этого грандиозного мероприятия.
Как все же
повезло, обрадовалась наша газета, когда
удалось через секретаря комитета комсомола
треста выбить пропуск именно
на тот вечер, когда выступали отобранные
жюри восемь лучших групп. Вот это
будет праздник душе. А то в отпуске на югах и столицах попадёшь на серенькие концерты «каких-то там» Антоновых
да Ибрагимовых с их скучными песнями про
«не рвите цветы» или «дарите... цветы», когда в жизни столько всего, и даже это еще «всего лишь цветочки»... А рок, известное дело,
моден нынче не потому что был когда-то в опале, а потому, что поднимает пласты наших социальных, экономических бед, бичует бездуховность, мафию и
прочий «негатив» в духе времени, как например: «Иван Иваныч — поборник перестройки. Он перестроил дачу-под Москвой»... Здесь и парадоксальность от русской частушки, и налицо портрет чинуши-хапуги, прохлаждающегося за общественный
счет. Здесь даже проклевывается
собственное лицо еще не признаваемого
за границей советского русского рока.
О чем же поют
группы с афиши о восьми лучших? Тем радостнее, что в большинстве
призеров оказались местные таланты из нашего
Тюменского региона - от Ишима до нашего Надым. Эти, наверное, такие «пласты» вскрыли, о каких не слыхивала Москва с времен первого
колышка, раз обставили приглашенных конкурентов... В таком гордом настрое устраиваюсь в наполовину
пустом зале «Прометея». Пора на рок-небосклоне
страны засиять и тюменским «звездам»,
хватит богатейшему региону плестись в хвосте музыкальной глубинки. А проблем здесь непочатый .край, все не
перепеть, не высветить... «Сидеть не время, вставай, слепое племя», — начали
затесавшиеся в острова взрослых- ансамблей юные «Робинзоны» из Ишима.
Призыв как нельзя кстати, правильно
начали, другие подхватит. Надо увлечь на более реальные дела беснующихся в бесполезном экстазе надымских ровесников. НО ЧТО МЫ СЛЫШИМ
из уст акселератов в другой их
«композиции? Куда они хотят довести собравшихся
школьников, которых большинство в зале?
Оказывается, в «любовь по пояс!» Наши того и ждут, визжат от восторга, топают, орут, выкрикивая понравившиеся цитаты вместо лозунга... Говорят, не то еще было....
Как
начиналась и проходила вся
«рок-презентация» (никак иначе, это вам не «представление»), судить несложно, если в день подведения итогов подобные «перлы» были не единичны. В
тексты композиций групп, надо полагать, были вложены и более серьезные нагрузки. Но в громе децибелов все пристойное утонуло настолько глубоко, что всплывало до слуха хаотически-разрозненная какофония из хора бродячих собак. Поэтому, оговорюсь, если
что-то не сумею донести расшифрованным
полностью, вините не меня. Остается догадываться,
по каким критериям судило жюри, ведь
рок-музыканты не привычны к ограниченному
пространству зала «Прометея». По всей видимости, уровень качества
выступлений оценивался по мощности звуковых
колонок и силе голосовых связок. «Человек был слеп, человек прозрел». Что
натолкнуло «человека» на такое? Но у шоу-рок-группы из Тобольска во время исполнения ведь не
опросить. Название группе «Зеркало». Если
предположить логически, «он» вгляделся
в зеркало, тут и осенило. В другой песне «человек»
увидит: «…брат, я ото всех отстал, я хочу на пьедестал!»
В кепке и белой
футболке с надписью по вертикали
«ГЛАСность» (заранее претендуя на
активный плюрализм) выступил фаворит надымских дискотетчиков, а отныне и «Рабочего Надыма» —
Вячеслав Убогов. Наш городской орган гласности столько успел воздать ему,
что трудно спорить постфактум. На ее
страницах уже выступил личный
«биограф» кумира безусых юнцов,
поведав нам о тернистом творческом пути местного «самородка»: уже три альбома с экстравагантными
названиями выпущены, все лучшие
призы завоеваны. Пусть «бросает
перчатку» автору этих строк сам кумир, но мне показалось, что самородство
его больше от самонадеянности и самолюбования.
Труднее создавать и маяться с ансамблем, вдруг кто-то не пожелает исполнять
только его произведения, легче сесть и в единоличном исполнении записать всю
инструментовку в фонограмму и громко объявить об авторстве, аранжировке личной...
Чем не Леонардо да Винчи в музыке? Эффект рассчитан был настолько, что
универсал Убогов влюбил в себя не одних юнцов, а и жюри, и спонсоров, даже
усыпил бдительность некоторых представителей прессы. И недосуг стало всем, о
чем он с бравадой вещует со сцены. А на поверку... Давайте послушаем, какие
темы углядел «самородок», не открытые доселе никем? «Знаешь, малыш, я уже не
вернусь...», «Я тебя не любил я в объятиях твоих забыл про напасти», «... по
паласу, по ковру ты ходила домашней кошкой. Еще немножко и я б сошел с ума к
утру»… Жестоко поступает кумир с обожающим его «малышом»... Эти сюсюкающие
прозаизмы не что иное, как дилетантское, убогое славословие. Не из таких ли
музыкально-словесных винегретов составлены его домашние «альбомы», преподнесенные
читателям городской газеты как состоявшиеся и признанные?
Ансамбль из г. Радужного
кстати сказать, грамотный, обкатанно-слаженный, со своей запоминающейся
манерой и почерком, именует себя... «Райский ад». Что ж, в век плюрализма
каждый волен сходить с ума по-своему, Однако, ели приглядеться, не от больших
познаний в лингвистике эти словоблудия. Теперь сиди, ожидай холодной жары в
пустыне оазиса, или мрака в белый
день черной ночи... Эта группа, опять утверждаю, достойна самых добрых напутствий.
Но такие «мелочи» ими не продуманы, что невольно спотыкается внимание.
Например, инструментальная
рок-композиция «Противостояние». На первый взгляд, все нормально. И не
специалисты в музыке знают, что ей
подвластны любые темы — и «Полет шмеля» она передаст, и «Тоску по родине»
навеет... Но «противостояние» чего с чем, и как? Здесь, думается, ребята завлеклись
кажущейся философичностью. Любую мелодию возьми, так же и назови. Тут даже
инструментовка не противопоставлена была.
Все хвалили «Рок-архив» из
Уфы. Имя также не соответствует содержанию — исполняют все новое... При всем
уважении к этим профессионалам, из слов их песен («композиций», естественно),
я лично ничего не уловил, настолько к тому времени был оглушен. Отрадно, что ребята
успели сочинить «Реквием» жертвам недавней железнодорожной катастрофы на их
родине. Скорбь есть. Еще бы лучше было, считаю, передай они это средствами
народной, башкирской мелодики.
О дуэте «Дом» из Перми писалась много - другими коллегами. Солидарен с ними, это профессионалы высокой пробы.
Особого разговора стоит
Салехардская группа «Маэстро» — они еще порадуют нас, эти ребята с
перспективой.
Уверяю вас, уважаемый
читатель, я не циник. И не критиканство ведет моим
пером. Более того, убежден, что если бы в самодеятельности учредить
гонорарную систему, намного возросла бы активность народных талантов. Возможно,
перестройка доведет когда-нибудь и до таких инициатив. Еще Федор Шаляпин
утверждал, что неоплатно могут петь только соловьи, и то не голодные. Пока
же, увы; получается так, что песня нужна лишь поющему. Надо отдать должное,
те кто приехал, устроил надымчанам хороший праздник рока. Когда на афишах
прочел о «Северной панораме» со списком спонсоров, то как бывший культармеец
искренне порадовался за его участников: наконец-то выявляются деятели, могущие
оценить активность масс. Ожидали они обратную отдачу или нет, известно самим
спонсорам - неблагодарное занятие подводить дебет-кредит под духовную пищу, об
этом мы помним по спору В. Маяковского с фининспектором. Но хоть и призрачная
да есть надежда, что по телевидению кто-то углядит рекламу заимодавцев...
Однако, надымчанам наверняка интересно было бы знать, для кого сцена «Прометея» стала «трамплином» в профессионалы, как это обещалось и задумывалось? Меня лично берет сомнение. Стоила ли игра свеч? Надо ли было именно в Надыме проводить мероприятие с замахом на всесоюзное, когда московские конкурсы не все выявляют истинно достойные таланты, когда в надымском жюри и организаторах не было ни одного сколь-нибудь влиятельного в культуре страны лица. Да и было ли компетентным само жюри, если на сцену в день финала лез- . ли такие прозаизмы, о которых я сказал. Может, такой состав судей был необходим, чтоб раздать «по серьгам» самим устроителям — они урвали неплохие путевки.