страница 3
РАБОТА В ГЛАВНОМ ОКНЕ.
Подобным образом Главное окно будет выглядеть у вас после завершения
создания темплейта. В самом же начале, при запуске КВ, правая и левая части
Окна будут девственно чистыми. С чего начать? Я начал с перетаскивания колонок.
По умолчанию они расположены в другом порядке. Перенос колонок не первой
необходимости (Key+, Vel+, Time+, Loop) позволил рвсшаперить правое окно до видимого вами размера
(рзрешение экрана 800 на 600). Удерживая левую мышь в верхней части (где
надпись) колонки, тащите её к новому месту назначения.
Затем обратите свой натруженный взор к
колонке Chn (Каналы). Просто перемещайте курсор сверху вниз после нажатия
цифровой клавиши в соответствии, т.е. от 1 до 16. Затем установите, скажем так,
стартовую громкость и панораму. Назначьте к каждому каналу номер Банка и номер
Порта. Колонка, помеченная галочкой, знаменует собой статус канала: галочка –
канал активен, m – канал заглушен. В данном примере видно, что каналы с 1 по 12, 15
и 16 (порт 1) предназначены Ямахе99, 13 (порт 7) – QuadraVerb+, 14
(порт 9) – MIDIVerb III, 13 и 14 (порт 5) – Yamaha RY30 (драм-машина,
чука-тук). Процессорам не требуются (у
меня, по крайней мере) ни громкость, ни панорама, ни прочие контроллеры.
Чука-тук равнодушен к панораме и остальным котроллерам продолженного действия.
Ямаха99, впрочем, в Банках 34 и 37 тоже не понимает, что есть панорама – цифры
там стоят так, для успокоения души. Треки 21 – 33 заняты тяжким обслуживанием
ВСЗК, в частности по портам 4 и 6 – саунд-фонтами. Сам ВСЗК имеет номер порта
2. Здесь это не видно, ибо я редко использую эти звуки. В треках 29 – 33 (порт
4) сидит мой собственный СФ (постоянно загруженный в Control Panel AWE32).
Треки 21 и 25 (порт 6), помеченные “m”, несут
ответственнось за загрузку СФ. Это та самая махонькая утилита Mci_Sbk. О ней
подробнее чуть позже. Поскольку загрузка СФ нужна лишь раз, то это делается в
самом начале, сразу после загрузки Сонга. Ежели треки не заглушить, загрузка СФ
будет происходить столько раз, сколько раз мы будем запускать Плей из первого
такта. Кстати, о первом такте. Некоторые (медленные) машины играют его криво.
Особенно это касается первой доли. Посему, с тех пор, как я работал на 486-ом,
у меня выработалась привычка не писать нот в первый такт. К тому же, при
редактировании первого такта в Ивент Листе, не происходит путаницы промеж
МИДИ-ивентов.
Итак, вносим в первый трек необходимые
записи. Последовательным нажатием F9-F10 (или левой
мышкой) выделяем первый такт. Жмём Ctrl+C – видим диалог
Insert Series of Controllers (Вставить серию контроллеров) – выбираем
первый нужный (графка What) – жмём ОК. Повторяем эту операцию
столько раз, сколько контроллеров требуется внести. Обратите внимание: при
одинаковом значении в графках Begin (Начало), End (Конец) в трек
вставляется лишь один контроллер, с данным значением. Сделали. Теперь жмём F2 – Copy (Копирование)
– ОК. Перемещаем курсор в 1 такт
следующего трека и жмём Ctrl+O (Вставить в
Один Трек). Копируем до упора и не сдаёмся.
Стоит ли говорить, что проделанная
вначале долгая, кропотливая работа, по окончании сослужит долгую службу. Правильно сделанная заготовка будет сотни
раз загружена в КВ. Сотни раз с неё вы будете начинать новый проект, сохранять
его под новым именем, а старый, сделанный месяцы (а то и годы) назад так и
будет стоять на службе вами самим созданных удобств.
Итак, заготовка создана. Для её
сохранения есть два варианта: это непосредственно Template, т.е. файл с расширением TPL или рабочий
файл КВ – WRK. Решать вам.
Ещё один нюанс. Для работы в режиме Multi (многие
синтезаторы полнокровно работают именно в этом режиме) синтезатору требуется
эта самая Мульти. А мне требуется, чтобы она была девственницей, т.е. в треках
отсутствовали установки процессора эффектов, и всё прочее с этим связанное (это
относится непосредственно к конкретной модели ВУ, но ни как не к КВ. Посему,
читайте Руководство к своему ВУ). Тогда создаём девственницу средствами
синтезатора и кидаем её по МИДИ как Эксклюзивное сообщение (Sys-Ex) в КВ, точнее,
в тот самый темплейт, который мы создали. А уж затем сохраняем.
Опция ЭС сидит в меню View/Sysx. Она проста,
как три советских копейки (более подробное описание см. в приложении стр. 31).
Стоит лишь сказать, что ВУ принимает ЭС автоматически, если опция типа Bulk Protect = Off (Защита данных=отменено). КВ при открытии файла Сонга предлагает
вам диалог на тему: хочите ли вы загрузить имеющееся ЭС, или же вам
расхочилося.
Стоит, пожалуй, упомянуть ещё один нюанс,
связанный непосредственно с конкретной моделью ВУ. Дело в следующем:
параметрами процессора эффектов многих ВУ (глубина, диффузия, количество повторов
дилэя и т.д.) можно управлять лишь глобально, т.е. по ВСЕМ каналам одновременно
из УПРАВЛЯЮЩЕГО канала (по умолчанию 1). Номер управляющего контроллера может
быть выбран пользователем. Однако выбор весьма ограничен: в Ямахе99, к примеру,
можно назначить ДВА контроллера для управления ДВУМЯ параметрами, а в ASR10 вообще один.
Тем не менее, стоит пожертвовать для этих целей одним 1-м МИДИ-каналом. Это
даст вам возможность путём ввода разных значений управлять параметрами эффектов
в автоматическом режиме при проигрывании Сонга. Мне, честно сказать, не понятна
эта заморочка: в простом инструменте (PSR510, PSS51) или в
звуковой карте эффектами можно управлять поканально, а в серьёзных машинах
такой возможности почему-то нет. Происки империалистов, что ли?
РАБОТЯЩАЯ МАХОНЯ MCI_SBK.
Эта програмка представляет собой всего лишь драйверок размером 6240
байт, который кидается в Windows/System. Затем в system.ini в каталоге
Винды вписывается строка [mci] SBK=mcisbk.drv, а в control.ini - [drivers.desc] mcisbk.drv=[MCI] Raysoft SBK Loader. Перезапуска компа не требуется. В Ивент Лист КВ3.0 в требуемом
треке пишем (метод внесения данных в Ивент Лист описан на стр. 18):
Строка PLAY SBK FROM отвечает за адрес загрузки Саунд-фонта – это номер банка панели
управления AWE32 - вкладка User (SBLive с этой штукой не работает). В этом примере –
Банк 3. Номер МИДИ-канала не требуется, номер трека тоже не важен.
Строка LOAD SBK… есть путь к устройству, каталогу, где находятся ваши СФ. Возможна
загрузка как SBK, так и SF2. КВ3.0, правда, не поддерживает длинных имён. Кириллица ему тоже
не по зубам. Но это ведь, как говорит один литературный герой, проблема не
большая, да?
ЗАГРУЖАЕМ
SOUND-FONT.
В строке LOAD SBK дописываем, к
примеру, F:\sbk\horns\saxalto2.sf2. Для этого, установив курсор на строке, жмём Enter.… Далее ёжику
ясно.
Теперь выйдем из Ивент Листа в Главное
окно. Пометим только что отредактированный трек буковкой “m” – Mute. Трек
выключен. Здесь стоит рассказать о статусах трека, о которых вкратце
упоминалось ранее. Статус трека имеет
три состояния: два из них упоминались, а третьим, именующимся Archive (Track/Parameter/Archive) я ни разу не
воспользовался. В хелпе КВ3.0
говорится, что этот статус приводит трек в состояние super-muted. Иначе говоря,
в отличие от просто muted, когда трек в режиме Плэй все же как-то “участвует в игре”, этот
случай отключает трек напрочь. Повторюсь, мне этот статус ни разу не
понадобился.
Переключка между mute/play делается
самыми правыми (серыми) клавишами [+] и
[-]. Однако нам сейчас нужна другая и очень часто просто жизненно
необходимая клавиша – Правый слэш. Эта клавиша вводит выбранный трек в
состояние Соло – активным остаётся только данный трек, остальные впадают в
спячку.
Итак, жмём [/], затем - Пробел (Плэй). На
короткое время появляется диалог, смысл которого прост – идет загрузка СФ. Как
только он с экрана исчезнет, жмём Пробел, что приводит КВ в состояние Стоп.
Теперь (тоже важная клавиша) жмём Левый слэш. Наш трек засыпает, а все
остальные приходят в состояние
повышенной боевой готовности. Теперь осталось выбрать из загруженного СФ нужные
банк и патч – [+] и [–] из Numeric Key. Ваш трек готов к Записи.
При необходимости загрузить ещё один СФ,
создаём ещё один список команд (во
избежание путаницы, лучше во втором такте) и затем повторяем шаги из
предыдущего абзаца.
Возможно утилита SoundFont,
прилагаемая к последним версиям КВ, и хороша, но о её недостатках я уже
сообщал. Ежели я ошибаюсь, прошу предоставить доказательства в письменном виде,
и заверенное государственным (только) нотариусом. Токмо она, опять же, не
работает с КВ3.0. А MCI_SBK, что ж… Возможно не очень оперативна, зато исправно несёт свою
службу, а в окне КВ всегда ясно видно: что, где, откуда. К тому же она с 9.03
(и более ранными версиями) работает так же исправно. Sonar, оказывается,
тоже её видит.
А ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ ПОДКЛЮЧИЛИСЬ?
Возможно, эта глава должна была появиться в самом начале. Но лучше
когда-то, чем вовсе не…
Проверим раздвоенный шнур (MIDI Kit). Плоский
разъём – в игровой порт звуковой карты. Два DIN’а – MIDI Out в гнездо MIDI In синтезатора, MIDI In в гнездо MIDI Out синтезатора. А
если мы имеем более разветвлённую студию?
Запляшу-ка я от своей, ладно?
Из схемы видна и понятна, надеюсь, разветвлёнка
моей студии. Основные и дополнительные выходы Ямахи99 направлены
соответственно: первые – в пульт, вторые – в QuadraVerb.
Чука-тук – подбным образом, но через MIDIVerb. Процессоры Alesis, управляемые
секвенсером КВ, направлены непосредсвенно в пульт. Такое подключение, в отличие
от часто применяемых разрывов пульта, или подгрупп, не приводит к параллельному
звучанию основного сигнала и сигнала, идущего через подгруппу. Я до некоторого
времени практиковал подобное, но потом всё же отказался: параллельное
подключение часто приводило к потере глубины эффектов. Направленный же
последовательно сигнал (и из чука-тука, и из синтезаторов) обрабатывается
процессорами в полной мере.
Управляемые секвенсором КВ процессоры,
подченены ему абсолютно. Они строго (MIDIVerb не всегда)
выполняют команду Patch
Change, и не очень охотно команды управления
параметрами эффектов (китайские, потому что, что ли). Последнее, правда, не
очень часто и нужно.
А вот смикшированный сигнал всех ВУ и
звуковой карты направлен на её вход через одну из подгрупп, где мы получаем
микс полностью идентичный миксу на мастер-выходе, и который можно записать в
компьютер. Я пользуюсь мультитрековым аудио-редактором Cool Edit Pro 1.2.
Кстати, в случае с параллельным подключением подмешанный через aux сигнал не
попадал в подгруппу, хотя и имелся на мастер-выходе. Приходилось микс писать
вначале на DAT, а уж потом переписывать к комп.
SBLive, впрочем, в этом деле круче, но это уже другая история.
Итак, мы развели, сконфигурировали
студию. Теперь можно с Божьей помощью браться за запись Сонга.
ПИШЕМ СОНГ.
Для начала проверим режим Local. Если он = On, вы при
нажатии любой клавиши синтезатора услышите не один (выбранный в треке КВ) звук,
а два. Вторым будет тот, который находится в ПЕРВОМ треке, точнее в ПЕРВОМ
МИДИ-канале. Причиной этого является следующее: по
умолчанию управляющим МИДИ-каналом является именно 1-й. Так и оставим его,
во избежание путаницы, управляющим. Учтём, что в режиме Local=On мы имеем
случай, именуемый обратной связью: при нажатии клавиши МИДИ-поток поступает из
синтезатора в компьютер, побуждая секвенсер посылать сообщение Note On (Клавиша
нажата) обратно в синтезатор, который вновь возвращает сообщение в компьютер… и
так до бесконечности. Если же звук один, режим выбран верно.
Будем считать, что тезисно Сонг в голове
уже уложился. Это песня в современном ритме, посему - с ударными. С записи барабанного трека и начнём.
Мы договорились, что первый такт
использовать не будем. Значит, ставим курсор во второй такт трека ударных. По
умолчанию мы имеем темп, равный 120. Вполне подходит для танцевальной песенки.
Жмём [R] и… тишина. Хотя и появилось окно Count In, в котором мы
видим, что идёт отсчёт четвертей. Однако ж без метронома писать барабаны – дело
гиблое. Идём Settings/Metronome.
Здесь мы видим все опции его настройки. Во избежание путаницы стоит
настроить метроном так, как на рисунке. Звук
направлен на ВСЗК в трек ударных (10 канал) – нота Ми бемоль 4. Это - братец Clave. Метроном
звучит лишь при записи с акцентом на первую четверть каждого такта. Количество
тактов отсчёта перед началом записи = 1 (Count-in). Можете
добавить ещё один такт, в быстрых темпах это бывает необходимо. Duration
(Длительность): при значении 1 звук из ВСЗК не слышен. Ставте, к примеру, 6. Use PC Speaker – клик зазвучит из динамика ПК. ОК. Не забудте пересохранить ваш
темплейт. Некоторые мои товарищи, ещё плохо знакомые с КВ, забывали при
создании нового проекта дать ему новое имя. Это приводило к потере самого
темплейта, или к искажению информации в нём, что пагубно сказывалось на их
настроениях.
На всякий случай заглянем ещё в несколько
опций КВ.
Фильтр
записи (Settings/Record Filter). Что пишем? А пишем то, что здесь
выбрано. Впрочем, Patch
Change и Controllers можно
выключить. Они нужны для перезаписи Сонга из внешнего секвенсера. Канальное
давление и Давление клавиш, возможно, не поддерживается Вашим синтезатором. К
слову сказать, будучи выбранными, они съедают огромное количество памяти. Мой
товарищ, владелец Корга i3, жаловался на то, что ему не удаётся
записать в его секвенсер более трёх композиций. Оказалось, что в его Корге был
задействован этот контроллер. Отключили. Сонгов влезать стало больше. К слову,
не все патчи того же i3 поддерживают Канальное давление.
Поэтому включать его стоит лишь при необходимости, в том числе и в КВ. Но
основным их минусом является то, что они вносят массу путаницы в Ивент Лист.
Канальное давление – контроллер продолженного действия. Его лучше вписывать
вручную в Ивент Листе.
Маппинг каналов/треков (Settings/Channel
Table). Оставьте это окно в таком виде: это позволяет писать ноты в любой
трек. Иначе вам придётся при каждом переходе в новый МИДИ-канал переключать
управляющий канал синтезатора в соответствии с номером канала для записи.
Если же вам понадобится скинуть материал
из вашего внешнего секвенсера, вы можете сделать это в режиме Мульти-трек, т.е.
все треки сразу. Выберите Enable Mapping for Recording, затем жмите Fill. Треки автоматически настроятся на соответствующие номера каналов.
Эта опция (Settings/MIDI In) управляет приёмом МИДИ ивентов из ВУ по
конкретным каналам. По умолчанию выглядит так, как
здесь.
Таймбейс. В начале я упоминал, что мне роднее данное разрешение, и вот почему.
При таком разрешении мне привычнее ориентироваться в Ивент Листе. Четвертная
нота выглядит как 1:000, восьмушка
равна 48, шестнадцатая – 24 и т.д. К тому же, сохранив свой Сонг как
Стандартный МИДИ файл в этом формате, вы можете загрузить его в секвенсер
любого синтезатора, имеющего подобающую функцию, и проиграть его. Синтезаторы
из новых, типа Roland G 600 / 800, поддерживают разрешение 1/120. Так что
выбор вновь за вами. Формат можно поменять в любое время.
Settings/MIDI Out. Выбрана очень полезная
опция. Она принуждает КВ при запуске Плей отслеживать в треках ближайшие
МИДИ-ивенты: патчи и контроллеры всех типов. Если её отменить, КВ будет
проигрывать, к примеру, громкость в соответствии со значением, стоящим в
колонке Vol Главного окна. Патч тоже будет выбран без
учёта смены его внутри трека.
Все верхние опции отвечают за управление
внешним секвенсером и драм-машиной
(читайте раздел МИДИ в приложении). Zero… - сброс контроллеров к номиналам при остановке плей.
Ну, теперь-то
уж точно ваш темплейт полностью готов! Сохраните его. Ну а, берясь за новый
Сонг, не забудьте дать ему новое имя.
ПИШЕМ СОНГ – 2.
Всё готово! Вновь ставим курсор на трек
ударных, жмём [R] – слышим отсчёт (для начала пишем простой ритм восьмыми). Как
играть, мне вас учить не приходится. Играйте так, как вам удобнее. Можно
наиграть вначале хэт, вернуться в начальный такт и наиграть бочку, затем –
малый барабан. Если при записи бочки хэт вдруг пропал, проверьте опцию Realtime/Record
Mode (режим записи). Окно должно
выглядеть, как на рисунке ниже.
Sound on Sound (Звук на звук)– запись с наложением. Т.е. записываемый материал
смешивается с записанным ранее.
Overwrite (Перезапись)– при записи в этом режиме записанный ранее материал
стирается.
Auto Punch – автоматический переход из режима
воспроизведения в режим записи в выделенной области такта/тактов. При этом
запись прекращается в области, не предназначенной для этого. Установить область
записи можно как выделением в Окне Тактов, так и графках Punch In, Punch Out.
Записанный ранее материал также стирается.
КВАНТУЕМ (Edit/Quantize).
Итак, один такт барабанов записан.
Подозреваю, что звучит он не очень ровно. Значит, применим функцию Quantize (Квантование).
Выделяем наш такт, жмём Ctrl+Q.
Такт барабанов был записан восьмыми. В
графке Resolution (Разрешение) выбираем Eighth. Выбранные по умолчанию значения в
колонке Change означают, что квантованы (квантизированы?) будут и положение нот в
такте (Starting times), что для барабанов главное, и их длительность (Durations), что
барабанам по барабану (впрочем, при значении длительности, близкой к 1,
барабаны могут не звучать). Жмём ОК. Колонку Options мы рассмотрим
позже (см. страницу 26).
Слушаем. Такт звучит ровно. В последних
версиях КВ есть возможность прослушать вариант редактирование до его
применения. Это конечно удобно, но на случай неудачного редактирования и КВ3.0
имеет неограниченную функцию отмены (UnDo) любой операции с возможность отката на
столько шагов, сколько их было сделано с самого начала работы с файлом. Эта
штука сидит в Edit/History.
КОПИРУЕМ
(Edit/Copy).
Копируем выделенный такт. Жмём F2 (Copy). Появляется следующий диалог.
Жмём ОК. В КВ, как и в любой другой
виндовой программе, скопированный в буфер материал сидит там до поступления в
него нового. Значит, для многократных вставок копий в трек или в треки не
требуется каждый раз вновь его копировать.
Переносим курсор в третий такт и жмём Ctrl+O (Edit/Paste to One Track - Вставка в один трек.).
В этом диалоге: Repetitions –
количество раз (тактов в нашем случае), нужных для вставки. To Time – область
(такт, доля такта) для вставки. To Track – трек для вставки. Blend Old and New Material – вставляемый материал будет смешиваться с имеющимся в этой
области. Replace
Existing Material with New – замена имеющегося материала новым. Slide Over Existing Material to Make Room – вставляемый материал смещает имеющийся, занимая его место.
Имеющийся перемещается к концу Сонга на количество тактов, содержащееся во
вставляемом материале.
Для начала оставьте настройки без
изменений. Т.е. вставьте только один такт. Если, конечно, желаете
потренироваться. Затем выделите теперь уже два такта: жмите F9, стрелку
вправо, затем F10. Обратите на способ выделения внимание: этот способ, если вы
конечно не фанат компьютерной мыши, мы будем использовать постоянно. Поэтому я
далее для краткости буду описывать последовательность нажатия клавиш следующим
образом: [F9] > [R.Arrow] > [F10], где R.Arrow – Стрелка
вправо.
Итак, F9 > [R.Arrow] > F10 > F2 > Enter > [R.Arrow] – в
нужную область > Ctrl+O > Enter. Надеюсь, со временем мы с вами освоим такие формулы.
Теперь, надо полагать, мы имеем 4 такта в
треке ударных. Маловато? Скопируйте их ещё раз, а затем вставте со значением Repetitions = 3. На
выходе – 16 тактов.
Теперь запишите одно- или двух тактовый
рифф бас гитары. Будем считать, что тональность наша Am. Пусть в нём
будут звучать все ноты трезвучия от ноты A1. Скопируйте
рифф и вставте нужное количество раз так, чтобы уложиться в 16 тактов.
Примем за основу простую гармонию: Am - 4 такта, Dm - 2 такта, Am - 2 такта, E - 2 такта, Am – 2 такта, Dm и E по такту + Am и E ещё по такту.
Однако ж пока мы имеем рифф только в основной
тональности. Поэтому займёмся транспозицией.
Стр. [<<] [1] [2]
[3]
[4]
[5]
[6] [7]
[>>]
MS® Internet Explorer®
(1024x768)
ZodchijStudio-Nadym 2002