страница 3

                                           РАБОТА В ГЛАВНОМ ОКНЕ.

Подобным образом Главное окно будет выглядеть у вас после завершения создания темплейта. В самом же начале, при запуске КВ, правая и левая части Окна будут девственно чистыми. С чего начать? Я начал с перетаскивания колонок. По умолчанию они расположены в другом порядке. Перенос колонок не первой необходимости (Key+, Vel+, Time+, Loop) позволил рвсшаперить правое окно до видимого вами размера (рзрешение экрана 800 на 600). Удерживая левую мышь в верхней части (где надпись) колонки, тащите её к новому месту назначения.

Затем обратите свой натруженный взор к колонке Chn (Каналы). Просто перемещайте курсор сверху вниз после нажатия цифровой клавиши в соответствии, т.е. от 1 до 16. Затем установите, скажем так, стартовую громкость и панораму. Назначьте к каждому каналу номер Банка и номер Порта. Колонка, помеченная галочкой, знаменует собой статус канала: галочка – канал активен, m – канал заглушен. В данном примере видно, что каналы с 1 по 12, 15 и 16 (порт 1) предназначены Ямахе99, 13 (порт 7) – QuadraVerb+, 14 (порт 9) – MIDIVerb III, 13 и 14 (порт 5) – Yamaha RY30 (драм-машина, чука-тук).  Процессорам не требуются (у меня, по крайней мере) ни громкость, ни панорама, ни прочие контроллеры. Чука-тук равнодушен к панораме и остальным котроллерам продолженного действия. Ямаха99, впрочем, в Банках 34 и 37 тоже не понимает, что есть панорама – цифры там стоят так, для успокоения души. Треки 21 – 33 заняты тяжким обслуживанием ВСЗК, в частности по портам 4 и 6 – саунд-фонтами. Сам ВСЗК имеет номер порта 2. Здесь это не видно, ибо я редко использую эти звуки. В треках 29 – 33 (порт 4) сидит мой собственный СФ (постоянно загруженный в Control Panel AWE32).

 

Треки 21 и 25 (порт 6), помеченные “m”, несут ответственнось за загрузку СФ. Это та самая махонькая утилита Mci_Sbk. О ней подробнее чуть позже. Поскольку загрузка СФ нужна лишь раз, то это делается в самом начале, сразу после загрузки Сонга. Ежели треки не заглушить, загрузка СФ будет происходить столько раз, сколько раз мы будем запускать Плей из первого такта. Кстати, о первом такте. Некоторые (медленные) машины играют его криво. Особенно это касается первой доли. Посему, с тех пор, как я работал на 486-ом, у меня выработалась привычка не писать нот в первый такт. К тому же, при редактировании первого такта в Ивент Листе, не происходит путаницы промеж МИДИ-ивентов.

 

Итак, вносим в первый трек необходимые записи. Последовательным нажатием F9-F10 (или левой мышкой) выделяем первый такт. Жмём Ctrl+C – видим диалог Insert Series of Controllers (Вставить серию контроллеров) – выбираем первый нужный (графка What) – жмём ОК. Повторяем эту операцию столько раз, сколько контроллеров требуется внести. Обратите внимание: при одинаковом значении в графках Begin (Начало), End (Конец) в трек вставляется лишь один контроллер, с данным значением. Сделали. Теперь жмём F2 – Copy (Копирование) – ОК. Перемещаем  курсор в 1 такт следующего трека и жмём Ctrl+O (Вставить в Один Трек). Копируем до упора и не сдаёмся.

 

Стоит ли говорить, что проделанная вначале долгая, кропотливая работа, по окончании  сослужит долгую службу. Правильно сделанная заготовка будет сотни раз загружена в КВ. Сотни раз с неё вы будете начинать новый проект, сохранять его под новым именем, а старый, сделанный месяцы (а то и годы) назад так и будет стоять на службе вами самим созданных удобств.

Итак, заготовка создана. Для её сохранения есть два варианта: это непосредственно Template, т.е. файл с расширением  TPL или рабочий файл КВWRK. Решать вам.

 

Ещё один нюанс. Для работы в режиме Multi (многие синтезаторы полнокровно работают именно в этом режиме) синтезатору требуется эта самая Мульти. А мне требуется, чтобы она была девственницей, т.е. в треках отсутствовали установки процессора эффектов, и всё прочее с этим связанное (это относится непосредственно к конкретной модели ВУ, но ни как не к КВ. Посему, читайте Руководство к своему ВУ). Тогда создаём девственницу средствами синтезатора и кидаем её по МИДИ как Эксклюзивное сообщение (Sys-Ex) в КВ, точнее, в тот самый темплейт, который мы создали. А уж затем сохраняем.

Опция ЭС сидит в меню View/Sysx. Она проста, как три советских копейки (более подробное описание см. в приложении стр. 31). Стоит лишь сказать, что ВУ принимает ЭС автоматически, если опция типа Bulk Protect = Off (Защита данных=отменено). КВ при открытии файла Сонга предлагает вам диалог на тему: хочите ли вы загрузить имеющееся ЭС, или же вам расхочилося.

Стоит, пожалуй, упомянуть ещё один нюанс, связанный непосредственно с конкретной моделью ВУ. Дело в следующем: параметрами процессора эффектов многих ВУ (глубина, диффузия, количество повторов дилэя и т.д.) можно управлять лишь глобально, т.е. по ВСЕМ каналам одновременно из УПРАВЛЯЮЩЕГО канала (по умолчанию 1). Номер управляющего контроллера может быть выбран пользователем. Однако выбор весьма ограничен: в Ямахе99, к примеру, можно назначить ДВА контроллера для управления ДВУМЯ параметрами, а в ASR10 вообще один. Тем не менее, стоит пожертвовать для этих целей одним 1-м МИДИ-каналом. Это даст вам возможность путём ввода разных значений управлять параметрами эффектов в автоматическом режиме при проигрывании Сонга. Мне, честно сказать, не понятна эта заморочка: в простом инструменте (PSR510, PSS51) или в звуковой карте эффектами можно управлять поканально, а в серьёзных машинах такой возможности почему-то нет. Происки империалистов, что ли?

 

РАБОТЯЩАЯ МАХОНЯ MCI_SBK.

Эта програмка представляет собой всего лишь драйверок размером 6240 байт, который кидается в Windows/System. Затем в system.ini в каталоге Винды вписывается строка [mci] SBK=mcisbk.drv, а в control.ini - [drivers.desc] mcisbk.drv=[MCI] Raysoft SBK Loader. Перезапуска компа не требуется. В Ивент Лист КВ3.0 в требуемом треке пишем (метод внесения данных в Ивент Лист описан на стр. 18):

Строка PLAY SBK FROM отвечает за адрес загрузки Саунд-фонта – это номер банка панели управления AWE32 - вкладка User (SBLive  с этой штукой не работает). В этом примере – Банк 3. Номер МИДИ-канала не требуется, номер трека тоже не важен.

Строка LOAD SBK… есть путь к устройству, каталогу, где находятся ваши СФ. Возможна загрузка как SBK, так и SF2. КВ3.0, правда, не поддерживает длинных имён. Кириллица ему тоже не по зубам. Но это ведь, как говорит один литературный герой, проблема не большая, да?

 

ЗАГРУЖАЕМ SOUND-FONT.

В строке LOAD SBK дописываем, к примеру, F:\sbk\horns\saxalto2.sf2. Для этого, установив курсор на строке, жмём Enter.… Далее ёжику ясно.

 

Теперь выйдем из Ивент Листа в Главное окно. Пометим только что отредактированный трек буковкой “m” – Mute. Трек выключен. Здесь стоит рассказать о статусах трека, о которых вкратце упоминалось ранее.  Статус трека имеет три состояния: два из них упоминались, а третьим, именующимся Archive (Track/Parameter/Archive) я ни разу не воспользовался. В хелпе  КВ3.0 говорится, что этот статус приводит трек в состояние super-muted. Иначе говоря, в отличие от просто muted, когда трек в режиме Плэй все же как-то “участвует в игре”, этот случай отключает трек напрочь. Повторюсь, мне этот статус ни разу не понадобился.

 

Переключка между mute/play делается самыми правыми (серыми) клавишами [+] и  [-]. Однако нам сейчас нужна другая и очень часто просто жизненно необходимая клавиша – Правый слэш. Эта клавиша вводит выбранный трек в состояние Соло – активным остаётся только данный трек, остальные впадают в спячку.

Итак, жмём [/], затем - Пробел (Плэй). На короткое время появляется диалог, смысл которого прост – идет загрузка СФ. Как только он с экрана исчезнет, жмём Пробел, что приводит КВ в состояние Стоп. Теперь (тоже важная клавиша) жмём Левый слэш. Наш трек засыпает, а все остальные приходят  в состояние повышенной боевой готовности. Теперь осталось выбрать из загруженного СФ нужные банк и патч – [+] и [–] из Numeric Key. Ваш трек готов к Записи.

 

При необходимости загрузить ещё один СФ, создаём ещё один список команд  (во избежание путаницы, лучше во втором такте) и затем повторяем шаги из предыдущего абзаца.

Возможно утилита SoundFont, прилагаемая к последним версиям КВ, и хороша, но о её недостатках я уже сообщал. Ежели я ошибаюсь, прошу предоставить доказательства в письменном виде, и заверенное государственным (только) нотариусом. Токмо она, опять же, не работает с КВ3.0. А MCI_SBK, что ж… Возможно не очень оперативна, зато исправно несёт свою службу, а в окне КВ всегда ясно видно: что, где, откуда. К тому же она с 9.03 (и более ранными версиями) работает так же исправно. Sonar, оказывается, тоже её видит.

 

А ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ ПОДКЛЮЧИЛИСЬ?

Возможно, эта глава должна была появиться в самом начале. Но лучше когда-то, чем вовсе не…

Проверим раздвоенный шнур (MIDI Kit). Плоский разъём – в игровой порт звуковой карты. Два DIN’а – MIDI Out в гнездо MIDI In синтезатора, MIDI In в гнездо MIDI Out синтезатора. А если мы имеем более разветвлённую студию?

Запляшу-ка я от своей, ладно?

Из схемы видна и понятна, надеюсь, разветвлёнка моей студии. Основные и дополнительные выходы Ямахи99 направлены соответственно: первые – в пульт, вторые – в QuadraVerb. Чука-тук – подбным образом, но через MIDIVerb. Процессоры Alesis, управляемые секвенсером КВ, направлены непосредсвенно в пульт. Такое подключение, в отличие от часто применяемых разрывов пульта, или подгрупп, не приводит к параллельному звучанию основного сигнала и сигнала, идущего через подгруппу. Я до некоторого времени практиковал подобное, но потом всё же отказался: параллельное подключение часто приводило к потере глубины эффектов. Направленный же последовательно сигнал (и из чука-тука, и из синтезаторов) обрабатывается процессорами в полной мере.

Управляемые секвенсором КВ процессоры, подченены ему абсолютно. Они строго (MIDIVerb не всегда) выполняют команду Patch Change, и не очень охотно команды управления параметрами эффектов (китайские, потому что, что ли). Последнее, правда, не очень часто и нужно.

А вот смикшированный сигнал всех ВУ и звуковой карты направлен на её вход через одну из подгрупп, где мы получаем микс полностью идентичный миксу на мастер-выходе, и который можно записать в компьютер. Я пользуюсь мультитрековым аудио-редактором Cool Edit Pro 1.2. Кстати, в случае с параллельным подключением подмешанный через aux сигнал не попадал в подгруппу, хотя и имелся на мастер-выходе. Приходилось микс писать вначале на DAT, а уж потом переписывать к комп.  SBLive, впрочем, в этом деле круче, но это уже другая история.

Итак, мы развели, сконфигурировали студию. Теперь можно с Божьей помощью браться за запись Сонга.

 

ПИШЕМ СОНГ.

Для начала проверим режим Local. Если он = On, вы при нажатии любой клавиши синтезатора услышите не один (выбранный в треке КВ) звук, а два. Вторым будет тот, который находится в ПЕРВОМ треке, точнее в ПЕРВОМ МИДИ-канале. Причиной этого является следующее: по умолчанию управляющим МИДИ-каналом является именно 1-й. Так и оставим его, во избежание путаницы, управляющим. Учтём, что в режиме Local=On мы имеем случай, именуемый обратной связью: при нажатии клавиши МИДИ-поток поступает из синтезатора в компьютер, побуждая секвенсер посылать сообщение Note On (Клавиша нажата) обратно в синтезатор, который вновь возвращает сообщение в компьютер… и так до бесконечности. Если же звук один, режим выбран верно.

Будем считать, что тезисно Сонг в голове уже уложился. Это песня в современном ритме, посему  - с ударными. С записи барабанного трека и начнём.

Мы договорились, что первый такт использовать не будем. Значит, ставим курсор во второй такт трека ударных. По умолчанию мы имеем темп, равный 120. Вполне подходит для танцевальной песенки. Жмём [R] и… тишина. Хотя и появилось окно Count In, в котором мы видим, что идёт отсчёт четвертей. Однако ж без метронома писать барабаны – дело гиблое. Идём Settings/Metronome.

Здесь мы видим все опции его настройки. Во избежание путаницы стоит настроить метроном так, как на рисунке. Звук  направлен на ВСЗК в трек ударных (10 канал) – нота Ми бемоль 4. Это  - братец Clave. Метроном звучит лишь при записи с акцентом на первую четверть каждого такта. Количество тактов отсчёта перед началом записи = 1 (Count-in). Можете добавить ещё один такт, в быстрых темпах это бывает необходимо. Duration (Длительность): при значении 1 звук из ВСЗК не слышен. Ставте, к примеру, 6. Use PC Speaker – клик зазвучит из динамика ПК. ОК. Не забудте пересохранить ваш темплейт. Некоторые мои товарищи, ещё плохо знакомые с КВ, забывали при создании нового проекта дать ему новое имя. Это приводило к потере самого темплейта, или к искажению информации в нём, что пагубно сказывалось на их настроениях.

На всякий случай заглянем ещё в несколько опций КВ.

Фильтр записи (Settings/Record Filter). Что пишем? А пишем то, что здесь выбрано. Впрочем, Patch Change и Controllers можно выключить. Они нужны для перезаписи Сонга из внешнего секвенсера. Канальное давление и Давление клавиш, возможно, не поддерживается Вашим синтезатором. К слову сказать, будучи выбранными, они съедают огромное количество памяти. Мой товарищ, владелец Корга i3, жаловался на то, что ему не удаётся записать в его секвенсер более трёх композиций. Оказалось, что в его Корге был задействован этот контроллер. Отключили. Сонгов влезать стало больше. К слову, не все патчи того же i3 поддерживают Канальное давление. Поэтому включать его стоит лишь при необходимости, в том числе и в КВ. Но основным их минусом является то, что они вносят массу путаницы в Ивент Лист. Канальное давление – контроллер продолженного действия. Его лучше вписывать вручную в Ивент Листе.

Маппинг каналов/треков (Settings/Channel Table). Оставьте это окно в таком виде: это позволяет писать ноты в любой трек. Иначе вам придётся при каждом переходе в новый МИДИ-канал переключать управляющий канал синтезатора в соответствии с номером канала для записи.

Если же вам понадобится скинуть материал из вашего внешнего секвенсера, вы можете сделать это в режиме Мульти-трек, т.е. все треки сразу. Выберите Enable Mapping for Recording, затем жмите Fill. Треки автоматически настроятся на соответствующие номера каналов.

 

Эта опция (Settings/MIDI In) управляет приёмом МИДИ ивентов из ВУ по конкретным каналам. По умолчанию выглядит так, как 

здесь.

 

Таймбейс. В начале я упоминал, что мне роднее данное разрешение, и вот почему. При таком разрешении мне привычнее ориентироваться в Ивент Листе. Четвертная нота выглядит как  1:000, восьмушка равна 48, шестнадцатая – 24 и т.д. К тому же, сохранив свой Сонг как Стандартный МИДИ файл в этом формате, вы можете загрузить его в секвенсер любого синтезатора, имеющего подобающую функцию, и проиграть его. Синтезаторы из новых, типа Roland  G 600 /   800, поддерживают разрешение 1/120. Так что выбор вновь за вами. Формат можно поменять в любое время.

 

Settings/MIDI Out. Выбрана очень полезная опция. Она принуждает КВ при запуске Плей отслеживать в треках ближайшие МИДИ-ивенты: патчи и контроллеры всех типов. Если её отменить, КВ будет проигрывать, к примеру, громкость в соответствии со значением, стоящим в колонке Vol Главного окна. Патч тоже будет выбран без учёта смены его внутри трека.

Все верхние опции отвечают за управление внешним секвенсером  и драм-машиной (читайте раздел МИДИ в приложении). Zero… -  сброс контроллеров к номиналам при остановке плей.

Ну, теперь-то уж точно ваш темплейт полностью готов! Сохраните его. Ну а, берясь за новый Сонг, не забудьте дать ему новое имя.

 

 

 

 

 

 

ПИШЕМ СОНГ – 2.

Всё готово! Вновь ставим курсор на трек ударных, жмём [R] – слышим отсчёт (для начала пишем простой ритм восьмыми). Как играть, мне вас учить не приходится. Играйте так, как вам удобнее. Можно наиграть вначале хэт, вернуться в начальный такт и наиграть бочку, затем – малый барабан. Если при записи бочки хэт вдруг пропал, проверьте опцию Realtime/Record Mode (режим записи). Окно должно выглядеть, как на рисунке ниже.

Sound on Sound (Звук на звук)– запись с наложением. Т.е. записываемый материал смешивается с записанным ранее.

Overwrite (Перезапись)– при записи в этом режиме записанный ранее материал стирается.

Auto Punch – автоматический переход из режима воспроизведения в режим записи в выделенной области такта/тактов. При этом запись прекращается в области, не предназначенной для этого. Установить область записи можно как выделением в Окне Тактов, так и графках Punch In, Punch Out. Записанный ранее материал также стирается.

 

 

 

  КВАНТУЕМ (Edit/Quantize).

Итак, один такт барабанов записан. Подозреваю, что звучит он не очень ровно. Значит, применим функцию Quantize (Квантование). Выделяем наш такт, жмём Ctrl+Q.

Такт барабанов был записан восьмыми. В графке Resolution (Разрешение) выбираем Eighth. Выбранные по умолчанию значения в колонке Change означают, что квантованы (квантизированы?) будут и положение нот в такте (Starting times), что для барабанов главное, и их длительность (Durations), что барабанам по барабану (впрочем, при значении длительности, близкой к 1, барабаны могут не звучать). Жмём ОК. Колонку Options мы рассмотрим позже (см. страницу 26).

Слушаем. Такт звучит ровно. В последних версиях КВ есть возможность прослушать вариант редактирование до его применения. Это конечно удобно, но на случай неудачного редактирования и КВ3.0 имеет неограниченную функцию отмены (UnDo) любой операции с возможность отката на столько шагов, сколько их было сделано с самого начала работы с файлом. Эта штука сидит в Edit/History.

 

 

КОПИРУЕМ (Edit/Copy).

                        Копируем выделенный такт. Жмём F2 (Copy). Появляется следующий диалог.

Жмём ОК. В КВ, как и в любой другой виндовой программе, скопированный в буфер материал сидит там до поступления в него нового. Значит, для многократных вставок копий в трек или в треки не требуется каждый раз вновь его копировать.

Переносим курсор в третий такт и жмём Ctrl+O (Edit/Paste to One Track - Вставка в один трек.).

В этом диалоге: Repetitions – количество раз (тактов в нашем случае), нужных для вставки. To Time – область (такт, доля такта) для вставки. To Track – трек для вставки. Blend Old and New Material – вставляемый материал будет смешиваться с имеющимся в этой области. Replace Existing Material with New – замена имеющегося материала новым. Slide Over Existing Material to Make Room – вставляемый материал смещает имеющийся, занимая его место. Имеющийся перемещается к концу Сонга на количество тактов, содержащееся во вставляемом материале.

 

Для начала оставьте настройки без изменений. Т.е. вставьте только один такт. Если, конечно, желаете потренироваться. Затем выделите теперь уже два такта: жмите F9, стрелку вправо, затем F10. Обратите на способ выделения внимание: этот способ, если вы конечно не фанат компьютерной мыши, мы будем использовать постоянно. Поэтому я далее для краткости буду описывать последовательность нажатия клавиш следующим образом: [F9] > [R.Arrow] > [F10], где R.Arrow – Стрелка вправо.

Итак, F9 > [R.Arrow] > F10 > F2 > Enter > [R.Arrow] – в нужную область > Ctrl+O > Enter. Надеюсь, со временем мы с вами освоим такие формулы.

 

Теперь, надо полагать, мы имеем 4 такта в треке ударных. Маловато? Скопируйте их ещё раз, а затем вставте со значением Repetitions = 3. На выходе – 16 тактов.

Теперь запишите одно- или двух тактовый рифф бас гитары. Будем считать, что тональность наша Am. Пусть в нём будут звучать все ноты трезвучия от ноты A1. Скопируйте рифф и вставте нужное количество раз так, чтобы уложиться в 16 тактов.

Примем за основу простую гармонию: Am - 4 такта, Dm - 2 такта, Am - 2 такта, E - 2 такта, Am – 2 такта, Dm и E по такту + Am и E ещё по такту.

Однако ж пока мы имеем рифф только в основной тональности. Поэтому займёмся транспозицией.

 

Стр. [<<] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [>>]

 

MS® Internet Explorer® (1024x768)

ZodchijStudio-Nadym 2002

 

Сайт управляется системой uCoz